С 2020 года в салонах пермских автобусов и трамваев стали появляться медиапанели, которые указаны в требованиях к перевозчикам согласно заключенным с ними контрактам в рамках транспортной реформы. С конца 2021 года, когда реформу распространили на край, экраны стали появляться и в автобусах межгорода. Читатели 59.RU интересовались, для чего власти решили потребовать от перевозчиков наличие медиапанелей и какую информацию демонстрируют пассажирам общественного транспорта за средства из бюджета. Мы обратились с вопросами в Минтранс.
— Основное назначение данной системы — это размещение социальной рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей. В том числе — информации об утвержденных тарифах, — сообщили 59.RU в пресс-службе Минтранса Прикамья.
На медиапанелях выводится информация о маршруте автобуса и дальнейшем пути следования. У некоторых перевозчиков дополнительно отражается информация о возможности совершать на конкретных остановках пересадки на другие маршруты. Кроме информации о работе автобуса перевозчики также выводят на экраны информацию от дептранса и Минтранса. А также различные ролики (например, гороскопы или информацию о различных туристических объектах, правда, почему-то не Пермского края, а, например, Италии), оповещение от МЧС и рекламу. В зависимости от модели медиапанели и используемого программного обеспечения демонстрация дополнительной информации идет одновременно или попеременно с информированием о маршруте следования.
— Свободное (не использованное) в социальной рекламе время используется на усмотрение подрядчика (перевозчика), — сообщили 59.RU в Минтрансе Прикамья. — Для рекламораспространителей заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным в пределах 5% годового объема всей распространяемой ими рекламы (в том числе общего времени рекламы).
Единственное требование, которое предъявляется к размещаемой рекламной информации в общественном транспорте — это ее соответствие Федеральному закону «О рекламе». Ограничивать перевозчиков в распространяемой ими информации через медиапанели транспортные власти не уполномочены — это подтвердило решение Пермского УФАС, которое в 2021 году заявило, что дептранс не наделен полномочиями для контроля над соблюдением закона о рекламе.
Возможным выходом из ситуации для централизованного регулирования распространяемой информации на медиапанелях в городском и межмуниципальном общественном транспорте может стать создание единого оператора маршрутного телевидения, который может быть подконтролен властям как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
В случае его организационно-правовой формы как ООО или АО с полным контролем властям он в качестве бизнес-игрока будет самостоятельно решать, с какими рекламодателями сотрудничать, и получит право отказывать в размещении неугодных материалов. По данным 59.RU, ни на городском уровне в Перми, ни на региональном уровне Пермского края власти сейчас не планируют подобную реорганизацию информирования пассажиров общественного транспорта.
Ранее мы рассказывали об основных результатах транспортной реформы в Перми спустя год после ее окончания.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.