Дороги и транспорт подробности Что изменилось спустя год после транспортной реформы в Перми? Большой разбор

Что изменилось спустя год после транспортной реформы в Перми? Большой разбор

Вспоминаем, что изменилось в городском транспорте Перми, и сравниваем ситуацию с другими городами

Частью транспортной реформы стало изменение автобусного парка

15 июля 2020 года в Перми завершилась транспортная реформа, которая принципиально изменила отрасль муниципального общественного транспорта. Следом за краевой столицей аналогичные изменения уже начинаются на межмуниципальных автобусах. Мы решили вспомнить и проанализировать, что изменилось в городских автобусах и трамваях, а также провести сравнение с другими городами, где произошли аналогичные изменения.

Как готовились и проводили транспортную реформу?


Впервые о предстоящих изменениях публично заявили в 2017 году. Уже тогда из-за изменившегося федерального законодательства мэрия готовилась к изменению отрасли. В частности анонсировали отказ от кондукторов и стимулирование пассажиров к безналичной оплате проезда.

Изменению подверглась и маршрутная сеть города. Если раньше частные перевозчики самостоятельно создавали маршруты таким образом, чтобы они охватывали более прибыльные территории, то теперь дептранс принял решение сформировать маршрутную сеть исходя из потребностей пассажиров. При этом власти снизили дублирование маршрутной сети и перераспределили объём транспорта по городу: если прежде в центре было много автобусов, а на окраинах пассажиры не всегда влезали в свой автобус, то теперь количество транспорта во всех районах сбалансировано.

Изначальный проект изменения маршрутной сети разработало «Агентство дорожной информации РАДАР», затем городские власти провели серию встреч с местными жителями во всех районах города. После презентации предполагаемых изменений собрали обратную связь от пассажиров. Заявлялось, что большинство обращений учли при реализации проекта.

Внедрение изменений проходило в несколько этапов. С 1 мая 2019 года стартовал пилотный проект: на новую модель обслуживания перевели 9 первых автобусных маршрутов, после чего их количество стало пополняться по мере отказа частных перевозчиков от обслуживаемых ими маршрутов. Основные изменения произошли 1 апреля, 1 июня, 1 июля и 15 июля 2020 года.

Проблемы возникли в начале июня у новых перевозчиков из Москвы и Подмосковья. Компания «РТ Лайн» не получила партию новых автобусов, из-за чего на несколько дней арендовала б/у технику из других городов. Несмотря на это, перевозчик сорвал выполнение расписания в первые дни из-за неготовности персонала, а также снятия нескольких неисправных автобусов с линии сотрудниками ГИБДД. Проблемы с выполнением расписания в первый день также были и у транспортной компании «Автомиг», из-за этого мэр Перми раскритиковал перевозчиков и пригрозил расторжением контрактов.

В первые месяцы работы у перевозчиков из других городов неоднократно случались происшествия. Например, два автобуса «РТ Лайн» столкнулись друг с другом, в салоне другого оторвалось сиденье, а водитель «Автомига» погиб под собственным автобусом.

Что, собственно, изменилось?


Во-первых, изменилась модель перевозок. Если прежде частные перевозчики забирали себе деньги за проезд от пассажиров, а также компенсацию от городской администрации за провозимых льготников, то теперь с перевозчиками заключены брутто-контракты: вырученные средства поступают в городской бюджет, а перевозчики получают плату за выполненный объем работы. Это позволило уйти от гонок водителей за пассажирами, что, по данным властей, в свою очередь повлекло снижение аварийности с участием общественного транспорта в два раза.

Аккумулирование средств от оплаты проезда в городском бюджете позволило мэрии организовать систему бесплатных пересадок: теперь пассажиры при оплате проезда безналичным способом могут совершить бесплатную пересадку в течение 40 или 60 минут. Прежде бесплатные пересадки действовали только на электротранспорте: впервые власти стали внедрять их в Перми 1 ноября 2017 года.

Также в Перми появилось тарифное меню. Теперь любые пассажиры, а не только льготники могут воспользоваться более выгодными предложениями по общегражданским транспортным картам, нежели платить за каждую поездку 24 или 26 рублей.

В-четвертых, в Перми практически полностью обновился подвижной состав. Уже в июне 2020 года в городе появилось более 200 новых автобусов, а к 1 января 2021 года в Перми не осталось ни одного автобуса старше 10 лет. Вместо среднего возраста городского автобуса в 12 лет годом ранее сейчас средний возраст пермского автобуса составляет 2,5 года, 95% автобусов низкопольные, а значение среднего экокласса подвижного состава улучшилось до 4,9 вместо 3,6 годом ранее.

В-пятых, изменилась сама маршрутная сеть. Некоторые маршруты выпрямили, что позволило сократить время пассажиров в пути, другие, напротив, перенаправили на более востребованные направления. Помимо этого, появились и новые маршруты, часть из которых обеспечила новые внутрирайонные или магистральные связи, а некоторые автобусы поехали по улицам, где прежде никогда не было общественного транспорта.

Параллельно произошел передел рынка среди транспортных компаний. В Перми начали работать транспортные компании «РТ Лайн» из Москвы и «Автомиг» (ГК «Ранд-Транс») из Подмосковья. В то же время с рынка ушел ряд мелких перевозчиков, а также некогда монополист пассажирских перевозок в Кировском районе Перми, которые не подстроились под новые требования (например, из-за старого подвижного состава). Вместе с тем администрация Перми возродила муниципальный автопарк, автобусы которого в переходный период неоднократно выходили на маршруты.

Что дальше?


Сейчас администрация Перми продолжает подготовку к переходу городского общественного транспорта на бескондукторную оплату проезда. В начале 2021 года дептранс провел эксперимент на двух автобусных и одном трамвайном маршруте, однако для распространения этой системы на все маршруты власти поставили перед собой ряд условий. Предполагается, что профессия кондуктора городского транспорта в Перми исчезнет в начале 2022 года.

В Перми продолжают обновлять подвижной состав трамвайного депо. Требования действующих контрактов с автобусными перевозчиками предписывают постепенное обновление транспорта по мере увеличения срока его эксплуатации.

В 2023 году в Перми должны исчезнуть маршрутные такси. В случае востребованности (перед принятием решения пассажиропоток должны проанализировать) вместо них организуют автобусные маршруты по регулируемым тарифам со всеми льготами, а вместо полностью дублирующих действующие автобусы (например, 3т и 7т) власти планируют увеличить количество транспорта на действующих маршрутах.

Все вышеописанные изменения позволили значительно улучшить отрасль городского общественного транспорта по объективным значениям. Это привело к высоким оценкам экспертов: по итогам 2020 года Пермь заняла второе место в рейтинге развития общественного транспорта России.

Неужели всё так хорошо?


Часть пермяков недовольна произошедшими изменениями. Большинство негодований пассажиров вызвала отмена привычных маршрутов. Например, активисты микрорайона Крохалева выступили против отмены маршрутов № 43 и 66. Они собрали 1200 подписей единомышленников. После этого дептранс анонсировал запуск нового маршрута № 8 и очередное изменение маршрута № 63, который до этого уже корректировали по просьбам местных жителей после реформы.

Другое изменение, которое не оставило равнодушными читателей и комментаторов нашего портала, — правила бесплатной пересадки. С 1 марта 2021 года этой льготой пассажиры могут воспользоваться только при безналичной оплате проезда. Редакция 59.RU направила запрос в прокуратуру с просьбой прокомментировать возможное ущемление прав пассажиров.

А что у других?


Поскольку проведенная реформа в Перми — следствие в том числе 220-ФЗ, то и аналогичные транспортные реформы в ближайшее время пройдут в большинстве мегаполисов нашей страны. В некоторых из них изменения уже произошли — расскажем о них вкратце.

Тверь. Этот город был первопроходцем в аналогичных изменениях, после которого уже настала очередь Перми. Транспорт Верхневолжья представлен только автобусами: трамваи в Твери исчезли в 2018 году, а троллейбусы проработали до апреля 2020 года. Город масштабно обновил автобусный парк, однако сохранил высокую долю дублирования автобусных маршрутов, часть из которых соединяет одну окраину города с другой.

Часть городских маршрутов заканчивает работать рано: по 10 направлениям транспорт прекращает ходить уже в 21 час, а на остальных интервал движения увеличивается до 30 минут. На финансирование автобусных перевозок местные власти выделяют около 3,5 миллиарда рублей ежегодно, что лишь на полмиллиарда рублей меньше, чем в Перми. Отметим, что количество жителей Перми превышает население Твери более чем в 2 раза, в то время как количество остановок общественного транспорта в Перми также в 2 раза больше, а площадь столицы Пермского края превосходит размеры Твери более чем в 5 раз.

Сравнительная характеристика транспортных систем разных городов

Новокузнецк. Местные предприниматели проводили митинги за отмену реформы и даже требовали отставки губернатора, однако этого не произошло, и 18 ноября 2020 года началась реформа, которую местные журналисты уже на старте назвали скандальной. Получившая контракты на 16 миллиардов рублей компания «ПитерАвто» из Санкт-Петербурга не успела доставить в Новокузнецк нужное количество автобусов, а также найти водителей среди местных жителей. В первый день выпуск автобусов оказался сорван: пассажиры часами ждали транспорт на остановках, из-за чего в тот день мэр отменил плату за проезд.

Уже на четвертый день транспортной реформы администрация Новокузнецка решила пересмотреть маршрутную сеть, а проезд в городском транспорте сделали бесплатным до конца ноября из-за сбоя системы оплаты. Несмотря на это, местные жители после этих мер врывались в здание мэрии, обратились в прокуратуру и даже угрожали взорвать здание администрации. Впоследствии в «ПитерАвто» подняли зарплату водителей в Новокузнецке, а власти добавили новые маршруты и вернули несколько прежних.

По данным на январь 2021 года, в Новокузнецке порядка 50% пассажиров ездят зайцами: они не оплачивают проезд в общественном транспорте, поскольку вместе со сменой перевозчиков, автобусов и маршрутной сети в городе одновременно и, что важно, одномоментно отказались от кондукторов. Из-за этого часть пассажиров не знала, как оплачивать проезд, не найдя в салоне кондуктора, а другие стали злоупотреблять возможностью безнаказанного безбилетного проезда. За первые 6 месяцев работы новой модели из-за безбилетников бюджет недополучил 250 миллионов рублей. Мэр уже пригрозил увеличением стоимости проезда сразу в 2 раза: с 20 рублей до 40, а размер штрафа для зайцев могут поднять с 500 рублей до 5000.

Ярославль. Первый этап изменений в этом городе начался накануне, 14 июля, а продлится реформирование до 2025 года. Как рассказали наши коллеги из 76.RU, первый день вышел комом. Как и в остальных примерах, вместе с изменением маршрутной сети при переделе рынка перевозок помимо местных перевозчиков в город пришли и москвичи. Местные власти неоднократно меняли планы по внедрению пересадочного тарифа и, кажется, до сих пор не приняли окончательное решение по этому вопросу. По предварительным оценкам, новая транспортная модель обойдется Ярославлю на сотни миллионов рублей дороже прежней.

Сравнивая транспортные реформы Перми и Твери, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов отметил, что при разработке новой маршрутной сети закреплен факт отсутствия в городе метро, а основной транспортный каркас в области пассажирских перевозок будет состоять из развитой трамвайной инфраструктуры.

— В отличие от Тверской области как инициатора транспортной реформы в Твери, в Перми все идеи по маршрутной сети и новой транспортной модели города зарождались в стенах администрации города. В этом плане администрация Перми была более последовательна в принятии решений, — отметил господин Якимов. — В первую очередь, что правильно, занялись оптимизацией действующей маршрутной сети, чтобы, с одной стороны, выровнять нагрузку, а с другой, не увеличить среднее время транспортных корреспонденций жителями города.

Сейчас ряд других городов России продолжает подготовку к аналогичным транспортным реформам. Представители руководства транспортных блоков администраций разных регионов обращаются за консультацией в том числе и к департаменту транспорта Перми, поскольку эксперты отрасли называют опыт нашего города успешным: в частности обозреватели ВЭБ.РФ неоднократно выделяли наш город в качестве лидера публичной повестки развития общественного транспорта, а по итогам 2020 года Пермь заняла второе место в рейтинге развития отрасли.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем