Дорогу к своему дому в поселке Менделеево Гладких ремонтировали сами, вложив в нее деньги, которые получили после гибели их сына в специальной военной операции на Украине. Но вот уже три месяца они выходят из дома только в резиновых сапогах — здесь всё перекопали, дорога превратилась в глиняное месиво. Перекопали не просто так — в поселке проводили газ. Грузовик в гараже стоит без дела, мама с дочкой, которая не может ходить сама, сидят дома.
В администрации обещают восстановить покрытие, «когда всё высохнет», говорят, что вопрос поставлен на контроль, а глава семейства спрашивает: «А сейчас как жить?» Мы побывали на месте, измерили трясины сапогами и вернулись с репортажем.
Владимир и Наталья Гладких живут в доме на улице Почтовой в Менделеево 8 лет. Семья многодетная, хозяйство большое. Когда был жив старший сын Валерий, он помогал маме возить коляску и носить сестру Катеньку, которая из-за заболевания не может стоять на своих ножках. В глиняной дороге колеса коляски всегда увязали, обращения о ремонте дороги не помогали.
В марте прошлого года 19-летнего сына не стало — погиб в ходе СВО. Глава семейства рассудил, что часть денег вложит в дорогу, ведь он часто уезжает в командировки, а Наталье теперь нужно справляться одной с тремя детьми. Сообщил в администрацию, там ремонт дороги согласовали.
— 280 тысяч я положил на эту беду, 10 самосвалов песчано-гравийной смеси сюда завез, еще тракторов сколько давили дорогу. Груженый самосвал проходил и не проваливался. Это буквально сделали за полнедели. А они (Владимир, вероятно, имеет в виду администрацию и подрядчика. — Прим. ред.) мне сейчас говорят, что два-три года дорога будет проваливаться и ничего не сделаешь, — разводит руками мужчина. — Как так? Никто ничего не убрал, я от дома отъехать не смогу, у меня машина провалится, а там, в надворных постройках, стоит грузовая машина, которая меня кормит. Без работы пока сижу.
Сейчас в нескольких метрах от дома, там, где укладывали газовую трубу, — трясина примерно в полметра глубиной и протяженностью во всю улицу. Вдоль трясины Владимир уложил две трубы широкого диаметра в качестве ливневки. Трубы обошлись в 30 тысяч рублей, но зато дорога стала чуть посуше. Чтобы не окунаться каждый раз в глиняное болото, через место раскопок перебросили импровизированный мостик.
— Я прекрасно понимаю, что во многих местах есть проблемы, но каждый должен бороться за свой какой-то кусок. Не так же просто: взять и пустить это всё на самотек, типа само высохнет, — говорит Владимир. — Мне не нужны эти деньги возвратом, пусть как-то восстановят дорогу, чтобы можно было как-то жить и быть.
После газификации в части поселка рядом с закопанной газовой трубой так и возвышаются кучи грунта. Вдоль этих глиняных масс пролегает дорога в школу для младшей дочки Лизы.
— В школе уборщицы ругаются, что грязь несете. Я говорю: «А как?» — делится Наталья. — Предлагают тут: дойти до чистого, снять грязные сапоги, переодеться в чистые, а грязные либо с собой тащить, либо к соседу какому-то на забор повесить. А там прийти в школу и уже во вторую обувь переодеться. А день-то сапоги будут висеть, не май месяц, еще холодно. Она потом в холодные сапоги залезет, и что, так до дома идти?
Наталья не согласна нагружать ребенка лишней обувью, учебники с тетрадями и так нелегкие. С другой дочкой женщина пока вообще никуда не ходит, так как ее нужно возить на коляске, а дорога не позволяет. На руках через топи 8-летнего ребенка с инвалидностью тоже не пронесешь.
После измерения грязевых болот у дома мы направились в администрацию за комментарием. Там о плохой дороге возле дома семьи Гладких в частности и в поселке в целом знают. Некоторые представители администрации проживают здесь же, на соседних улицах. Буквально недавно замглавы заезжал к семье: с гибели сына Валерия прошел год — вспоминали. Про дорогу тогда не говорили, настроение было мрачное.
Как сообщили 59.RU в местной администрации, к работам пока не приступают, чтобы земля просохла.
— Газопровод копали в декабре. В декабре выкопали котлован, получается, положили трубу, закопали вперемешку снег с землей. Сейчас это всё тает, всё оседает. Естественно, нужно дождаться, когда земля даст возможность ее грейдировать, — поясняет заместитель главы администрации Карагайского муниципального округа Владимир Кладов. — Не грязь с места перекладывать, а именно отгрейдировать, нормально планировку сделать. Сначала нужно будет планировку сделать, затем выждать время, чтобы это всё осело, а затем уже производить какие-то ремонтные работы. Это по технологии так. Если будет сушить, как сейчас сушит, то в апреле мы уже сможем выехать, если зарядят дожди, то тогда май — погода уральская, она всякая бывает.
Мы спросили, не затянется ли всё на «веки вечные», ведь некоторые глиняные кучи лежат еще с лета. Нас заверили, что «со временем дорога будет приведена в соответствие. Мы берем под контроль». К тому же перекопанными и до сих пор не восстановленными дорогами уже озадачили подрядчика. Редакция 59.RU будет следить за исполнением этого обещания.
В администрации также отметили, что в «Газпром» направили письмо об исполнении гарантийных обязательств. В свою очередь, мы также направили запрос в ресурсоснабжающую организацию и добавим комментарий, как только он к нам поступит.
Ранее мы писали, как РЖД продает дом, где прописан пермяк, который 39 лет проработал на железной дороге.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.