20 июня депутаты Пермской городской думы предложили установить турникеты в общественном транспорте. Эта тема не оставила равнодушными жителей города: 94% читателей 59.RU высказались против предложения народных избранников.
На фоне общественного резонанса по теме высказался и начальник Департамента транспорта Перми Анатолий Путин в социальных сетях. Далее — мнение руководителя городской отрасли.
Кондукторы, контролеры, агенты, турникеты... Если вы запутались, давайте разберемся!
Вчера на комитете по экономическому развитию вместе с депутатами городской думы обсуждали финансовые показатели работы транспорта за первый квартал. Активное обсуждение традиционно вызвал вопрос перехода к бескондукторной системы. 80% пассажиров добросовестно оплачивают проезд (за это им огромное спасибо), но как быть с остальными 20%?
Во-первых, уточню, откуда берется эта цифра. Весь общественный транспорт оснащен датчиками подсчета входа/выхода пассажиров, сравнивания эти данные с количеством оплаченных поездок, получается потенциальное количество безбилетников. Но есть нюанс — датчики считают всех подряд: пассажир вышел на остановке, чтобы выпустить других и зашел снова, водитель вышел из салона на конечной остановке, зашел ребенок до 7 лет, который едет бесплатно, и т. д. Даже при наличии кондукторов таких потенциальных «безбилетников» было порядка 6%. Итого получаем, что при отказе от кондукторов настоящих безбилетников появилось около 14%.
Во-вторых, почему нельзя просто вернуть кондукторов? Два фактора: дефицит желающих работать и, как следствие, невыход транспорта на линию, и это дорого. Для того чтобы в каждом автобусе и трамвае был кондуктор, их общая численность должна быть около 1600 человек, при зарплате 40 тысяч рублей и уплате налогов это будет стоить 1 миллиард рублей в год! Или +5 рублей к стоимости проезда, вряд ли кто-то оценит. Сравним потери от 14% безбилетников при 205 млн пассажиров в год и средней стоимости поездки 27,3 рубля = 783 миллиона рублей, тоже не мало, но вывод очевиден.
В-третьих, как организован контроль и почему не все пассажиры встречают контролеров?
Сегодня количество контролеров составляет 85 человек, которые ежедневно совершают 500 проверок. Проверки планируются с учетом маршрутов, где безбилетников больше. Действительно, пассажиры маршрутов с низким количеством безбилетников могут достаточно долго не встречать контроль, и, наоборот, на маршрутах с высокой долей нарушителей шансы встречи возрастают. Иной раз мои знакомые выражали сомнения в эффективности работы контролеров, но после того, как они сами или их друзья/коллеги получили 2500 рублей штрафа, скепсиса стало значительно меньше.
Ну и в завершение — кто такие мобильные агенты и появятся ли турникеты?
При выявлении безбилетников контролеры тратят достаточно много времени на оформление необходимых документов, что снижает количество проверяемых транспортных средств. Поэтому в помощь им, в порядке эксперимента, запущена работа мобильных агентов. Их можно узнать по униформе, и в их задачу входит не наложение штрафа, а продажа билетов тем, кто по каким-либо причинам не купил его самостоятельно.
Эксперимент продлится до сентября. Хочется верить в то, что количество добросовестных пассажиров увеличится и вопрос по установке турникетов или иных мер в транспорте отпадет сам собой.
Согласны с автором?