Четыре года назад в Перми не стало троллейбусов: с июля 2019-го в городе отказались от этого вида транспорта. Предлагаем вспомнить историю пермских «рогатых автобусов», разглядывая архивные фото.
Первый — по Компросу
О запуске в Перми троллейбусов заговорили в середине 1950-х, после запуска Камской ГЭС. Электроэнергии с лихвой хватало на разные нужды, и Пермь решила не отставать от других городов страны, где уже имелись троллейбусные сети. В марте 1958 года городские власти утвердили первый маршрут: «ДК имени Сталина» (сейчас это ДК Солдатова) — «Проспект Сталина» (Тихий Компрос) — «Комсомольский проспект» — «Улица Краснова» — «Улица Карла Маркса» (Сибирская) — «Улица Орджоникидзе» (Монастырская) — «Речной вокзал».
Позже маршрут удлинили и убрали поворот на Сибирскую: «Троллейбусное депо» — «Поселок имени Сталина» (район улицы Клары Цеткин) — «ДК имени Сталина» — «Комсомольская площадь» — «Панорамный кинотеатр» (то есть «Кристалл») — «Сад имени Горького» — «Политехнический институт» — «Улица Ленина» — «Художественная галерея» — «Сад имени Решетникова».
Для нового вида транспорта нужны были водители, которые умели им управлять. Поэтому при Пермском трамвайном управлении открыли специальные курсы. Первый выпуск состоялся в октябре 1960-го, и всех водителей (27 человек) сразу включили в штат созданного троллейбусного депо.
Первый троллейбус проехал по Перми 5 ноября 1960 года. Запуск линии был торжественным мероприятием, горожане даже перерезали символическую ленточку. Первые пассажиры прокатились бесплатно, билеты в тот день еще не продавали. Затем за одну поездку нужно было платить по 40 копеек, а за провоз багажа — рубль.
Сначала троллейбус ходил от Комсомольской площади до Сада (сквера) Решетникова. После обкатки стал выезжать и собирать пассажиров от ДК имени Сталина, а затем и от депо. В те дни его появление на улице вызывало ажиотаж у пермяков. Взрослые, конечно, реагировали сдержанно, а вот дети — с громким восторгом.
Троллейбусная сеть Перми разрасталась вплоть до начала 1990-х. В 1962-м троллейбусы пошли по Северной дамбе: от площади Дружбы к Центральному рынку, а затем и на ипподром. Десять лет спустя — по улице Ленина к станции Пермь II, а в 1981-м — по Сибирской к Перми I вместо убранного трамвая. В 1986 году появились маршруты через Южную дамбу, а в 1993-м троллейбусы стали ходить от шоссе Космонавтов до Паркового.
После 1993 года добавлять новые линии в троллейбусную сеть перестали, но новые машины покупали. Правда, не все они были по-настоящему новыми: в Пермь поступало немало троллейбусов иностранного производства, выпущенных в 1970–80-е. Но автопарк пополняли и отечественным транспортом — из Иваново, Волгограда, Энгельса Саратовской области и Башкортостана. Последняя закупка прошла в 2011 году.
Финал в 59 лет
До 60-летия пермскому троллейбусу не хватило всего года. В начале 2019-го мэр Дмитрий Самойлов объявил, что все троллейбусы уберут с городских улиц.
Власти объясняли это решение высокими расходами на содержание троллейбусов и их дороговизной по сравнению с автобусами (разница в стоимости — от 5 до 7 миллионов рублей). При этом количество пассажиров в троллейбусах было ниже, чем в автобусах. Еще одним аргументом называли необходимость убрать провода троллейбусной сети, чтобы они не портили архитектурный облик города.
Против отмены троллейбусов высказывались многие пермяки. В середине марта в Саду камней у станции Пермь II даже состоялся митинг против транспортных изменений, в том числе — отказа от троллейбусов.
Но единичные протесты ни к чему не привели. 30 июня 2019 года стало последним днем работы троллейбусов в Перми. Финальный рейс одного из маршрутов — № 5 — прекратился в полноценную акцию прощания. Сказать «до свидания» пермскому троллейбусу собрались водители, кондукторы, сотрудники «Пермгорэлектротранс» и обычные пермяки — бывшие пассажиры. В салоне на протяжении всего рейса звучала музыка, а кондуктор прощалась с пассажирами на каждой остановке.
Оставшиеся не у дел троллейбусы более полугода стояли на автобазе по улице Ижевской. Горожане даже заговорили о том, что в Перми появилось кладбище троллейбусов.
Потом машины все-таки отправили на новое место работы — в Березники, которые получили пермские троллейбусы по договору о бесплатной передаче. В июле 2020 года бывшие пермские троллейбусы начали выходить на линию в Березниках.
А вы хотели бы, чтобы в Перми снова появились троллейбусы?
Ранее мы разбирались, почему в Перми нет метро и как это связано с первым президентом России Борисом Ельциным.