Дороги и транспорт фоторепортаж Жизнь и смерть пермского троллейбуса: как всё начиналось и чем закончилось. Смотрим фото и ностальгируем

Жизнь и смерть пермского троллейбуса: как всё начиналось и чем закончилось. Смотрим фото и ностальгируем

С улиц Перми троллейбусы пропали в 2019 году

Троллейбусы на Компросе стали привычными еще в 1960-е годы
Источник:

Четыре года назад в Перми не стало троллейбусов: с июля 2019-го в городе отказались от этого вида транспорта. Предлагаем вспомнить историю пермских «рогатых автобусов», разглядывая архивные фото.

Первый — по Компросу

О запуске в Перми троллейбусов заговорили в середине 1950-х, после запуска Камской ГЭС. Электроэнергии с лихвой хватало на разные нужды, и Пермь решила не отставать от других городов страны, где уже имелись троллейбусные сети. В марте 1958 года городские власти утвердили первый маршрут: «ДК имени Сталина» (сейчас это ДК Солдатова) — «Проспект Сталина» (Тихий Компрос) — «Комсомольский проспект» — «Улица Краснова» — «Улица Карла Маркса» (Сибирская) — «Улица Орджоникидзе» (Монастырская) — «Речной вокзал».

Позже маршрут удлинили и убрали поворот на Сибирскую: «Троллейбусное депо» — «Поселок имени Сталина» (район улицы Клары Цеткин) — «ДК имени Сталина» — «Комсомольская площадь» — «Панорамный кинотеатр» (то есть «Кристалл») — «Сад имени Горького» — «Политехнический институт» — «Улица Ленина» — «Художественная галерея» — «Сад имени Решетникова».

Первую троллейбусную линию пермяки торжественно открыли 5 ноября 1960 года
Источник:
В этом фрагменте приказа городского исполкома прописан первый маршрут: он пролегал от троллейбусного депо до Сада имени Решетникова
Источник:

Для нового вида транспорта нужны были водители, которые умели им управлять. Поэтому при Пермском трамвайном управлении открыли специальные курсы. Первый выпуск состоялся в октябре 1960-го, и всех водителей (27 человек) сразу включили в штат созданного троллейбусного депо.

Когда-то от Речного вокзала можно было прокатиться не только на автобусе (как сейчас), но и на троллейбусе
По Северной дамбе тоже ходили троллейбусы. Фото 1968 года
Источник:
Ожидающие на остановке у Дома санитарного просвещения по улице Пушкина (сегодня — храм Симеона Верхотурского)
Источник:
Компрос в снегу, 1960-е
Источник:

Первый троллейбус проехал по Перми 5 ноября 1960 года. Запуск линии был торжественным мероприятием, горожане даже перерезали символическую ленточку. Первые пассажиры прокатились бесплатно, билеты в тот день еще не продавали. Затем за одну поездку нужно было платить по 40 копеек, а за провоз багажа — рубль.

Сначала троллейбус ходил от Комсомольской площади до Сада (сквера) Решетникова. После обкатки стал выезжать и собирать пассажиров от ДК имени Сталина, а затем и от депо. В те дни его появление на улице вызывало ажиотаж у пермяков. Взрослые, конечно, реагировали сдержанно, а вот дети — с громким восторгом.

Район Октябрьской площади
Источник:
Открытка 1966 года: непривычно узкое шоссе Космонавтов
Источник:

Троллейбусная сеть Перми разрасталась вплоть до начала 1990-х. В 1962-м троллейбусы пошли по Северной дамбе: от площади Дружбы к Центральному рынку, а затем и на ипподром. Десять лет спустя — по улице Ленина к станции Пермь II, а в 1981-м — по Сибирской к Перми I вместо убранного трамвая. В 1986 году появились маршруты через Южную дамбу, а в 1993-м троллейбусы стали ходить от шоссе Космонавтов до Паркового.

Комсомольский проспект в 1970-е. Обратите внимание, сколько троллейбусов в кадре
Источник:
Кутаисская — это бывшее название улицы Анвара Гатауллина
Источник:

После 1993 года добавлять новые линии в троллейбусную сеть перестали, но новые машины покупали. Правда, не все они были по-настоящему новыми: в Пермь поступало немало троллейбусов иностранного производства, выпущенных в 1970–80-е. Но автопарк пополняли и отечественным транспортом — из Иваново, Волгограда, Энгельса Саратовской области и Башкортостана. Последняя закупка прошла в 2011 году.

Среди водителей троллейбусов проводили конкурсы профмастерства
Источник:
Комсомольская площадь, 1981 год
Источник:
Люди на остановке по Компросу, 1972 год
Источник:
Седьмой маршрут связывал железнодорожный вокзал и микрорайон Велта
Источник:
Узнаете? Это Комсомольская площадь и магазин «Подарки»
Источник:

Финал в 59 лет

До 60-летия пермскому троллейбусу не хватило всего года. В начале 2019-го мэр Дмитрий Самойлов объявил, что все троллейбусы уберут с городских улиц.

Власти объясняли это решение высокими расходами на содержание троллейбусов и их дороговизной по сравнению с автобусами (разница в стоимости — от 5 до 7 миллионов рублей). При этом количество пассажиров в троллейбусах было ниже, чем в автобусах. Еще одним аргументом называли необходимость убрать провода троллейбусной сети, чтобы они не портили архитектурный облик города.

Маршрут № 5 оказался одним из самых стойких, но и его закрыли
Источник:
Милое оформление не помогло
Источник:

Против отмены троллейбусов высказывались многие пермяки. В середине марта в Саду камней у станции Пермь II даже состоялся митинг против транспортных изменений, в том числе — отказа от троллейбусов.

Один из участников митинга пришел с похоронным венком (упомянутый на втором плакате Путин — глава пермского дептранса, позже к фамилии добавили инициалы А. А.)
Источник:

Но единичные протесты ни к чему не привели. 30 июня 2019 года стало последним днем работы троллейбусов в Перми. Финальный рейс одного из маршрутов — № 5 — прекратился в полноценную акцию прощания. Сказать «до свидания» пермскому троллейбусу собрались водители, кондукторы, сотрудники «Пермгорэлектротранс» и обычные пермяки — бывшие пассажиры. В салоне на протяжении всего рейса звучала музыка, а кондуктор прощалась с пассажирами на каждой остановке.

Перед последним рейсом троллейбус № 5 украсили шариками
Источник:
Корреспонденты 59.RU рассказывали о происходящем в прямом эфире
Источник:
Пришедшие проститься с троллейбусом: общее фото на память
Источник:
Прощальная поездка состоялась поздним вечером 30 июня 2019 года
Источник:

Оставшиеся не у дел троллейбусы более полугода стояли на автобазе по улице Ижевской. Горожане даже заговорили о том, что в Перми появилось кладбище троллейбусов.

Троллейбусы долго время стояли без дела
Источник:

Потом машины все-таки отправили на новое место работы — в Березники, которые получили пермские троллейбусы по договору о бесплатной передаче. В июле 2020 года бывшие пермские троллейбусы начали выходить на линию в Березниках.

А вы хотели бы, чтобы в Перми снова появились троллейбусы?

Да, мне было удобно на них ездить
Нет, без них стало лучше
Напишу свой вариант в комментариях

Ранее мы разбирались, почему в Перми нет метро и как это связано с первым президентом России Борисом Ельциным.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
81
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
Из-за ремонта улицы с автобусами полный треш, но зато отличные соседи: как живется в ЖК «Счастье» на Карпинского
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления