Город летопись Спроектировали две ветки и даже запретили стройки по маршруту. Почему в Перми в итоге нет метро и при чем тут Ельцин

Спроектировали две ветки и даже запретили стройки по маршруту. Почему в Перми в итоге нет метро и при чем тут Ельцин

Строить метрополитен собирались еще в 1970-е годы

Одним из виновников отсутствия метро в Перми называют Бориса Ельцина, который не раз бывал в нашем городе, а всё детство провел в Березниках

Пермь и метро, как две параллельные прямые, никак не могут пересечься. В миллионнике полностью отсутствует этот вид транспорта, хотя по величине Пермь уступает лишь трем городам — Москве, Санкт-Петербургу и Волгограду.

Почему пермский метрополитен так и остался лишь на бумаге и в мемах? Вспоминаем планы и проекты разных лет и разбираемся в причинах отказа от них.

1970-е

О строительстве метро в Перми начали говорить больше пятидесяти лет назад: планы прописали уже в Генплане 1972 года. Правда, даже схематичного проекта на тот момент не было. В документе лишь указали, что проложат две ветки: от микрорайона Гайва к нефтехимическому комбинату (то есть ПНОСу) и из Закамска к заводу Свердлова (сегодня это «ОДК-Пермские моторы»). Предполагалось, что линии сойдутся в центре города, но где именно, авторы не уточняли.

Первый проект появился в том же десятилетии — его подготовил трест «Новосибирскгражданпроект». Метро в этом варианте должно было включать две ветки: одну на левом берегу Камы, вторую — на правом. Но большого интереса проект не вызвал, от него быстро отказались.

1980-е

Второму проекту повезло больше. В 1979 году Пермь стала городом-миллионником, и в Прикамье твердо решили строить метрополитен. Перед этим обсуждалась другая возможность — в Перми хотели пустить скоростной трамвай. Но подсчеты показали, что это обойдется лишь на 3–5 % дешевле метро.

Разработчиком нового проекта стал институт «Ленметрогипротранс». Авторы опирались на инженерно-геологические изыскания, которые провел пермский трест «ВерхнекамТИСИз».

Горный инженер Павел Лыхин восемь лет назад рассказывал 59.RU, что к работе тогда привлекли многих пермских ученых. Специалисты досконально разбирались, как справиться с разными техническими сложностями. На тему метро написали 250 (!) научных работ. Сам Павел Александрович руководил группой из Пермского политеха, которая рассчитывала устойчивость кровли подземных сооружений.

Согласованный вариант проекта опубликовали в 1982 году.

Метро соединило бы две части Перми, разделенных рекой

Пермское метро должно было состоять из двух веток. Первая протяженностью 13 километров шла с запада на восток вдоль Камы. Эта линия включала 9 станций: «Лесокомбинат "Красный Октябрь"», «Проспект Ворошилова» (микрорайон Парковый), «Университет» (у станции Пермь II), «Крисанова», «Октябрьская площадь», «Завод Шпагина» (три эти станции — вдоль улицы Ленина), «Городские горки» (у цирка), «Уральская» (на Рабочем поселке) и «Сад имени Свердлова» (сегодня — Райский сад).

Вторая ветка длиной 17 километров шла с севера на юг, по пути пересекая Каму, и включала 14 станций. В Камской долине на правом берегу планировались станции «Пионерская», «Строителей» и «Заречная». Остальные станции хотели разместить на левом берегу: «Улица Орджоникидзе» (сейчас — Монастырская), «Октябрьская площадь» (пункт пересадки с одной ветки на другую), «Революции», «Комсомольская площадь», «Чкаловская», станции возле «Моторостроителя имени Свердлова» («ОДК-Пермские моторы») и завода имени Калинина (ОДК-СТАР), «Бахаревка» (район планировали застраивать), «Торговый центр», «Улица Леонова» и «Улица Геологов» (последние три — в микрорайоне Нагорном).

Казалось, в городе вот-вот появится собственный метрополитен. Пермский горисполком уже запретил строить ранее запланированные объекты, которые могли помешать возведению станций (в их числе рестораны на набережной и Компросе, 38, а также кинотеатр на 800 мест в микрорайоне Крохалева). Объявили конкурс на разработку архитектурного оформления станций. Но потом все планы резко свернули.

Возведение шести зданий и сооружений запретили ради строительства метрополитена

Почему так произошло? Свидетели событий того времени говорят о двух причинах. Первый момент: на строительство метро в те годы претендовали три города — Омск, Пермь и Свердловск (сегодня это Екатеринбург). Все они входили в состав РСФСР, что возмутило представителей других республик Советского Союза. Поэтому планы переиграли и вместо Перми в перечень включили город Украинской ССР — Днепропетровск. Деньги, естественно, тоже ушли туда.

Второй причиной называют извечное противостояние Перми и Екатеринбурга. Свердловской областью с 1976 по 1985 год руководил Борис Ельцин (он был первым секретарем местного обкома КПСС), которому не понравилось, что Пермь может оказаться первой в деле строительства метро.

— [Ельцину] рассказали, что мы уже запроектировали, а у него (в Свердловске. — Прим. ред.) еще ничего нет, — рассказывал в эфире телеканала «Россия 24» Михаил Плеханов, в те годы являвшийся главным инженером управления капитального строительства Пермского горисполкома. — Тогда он сказал: «Первый метрополитен будет в Свердловске», — и поехал к Брежневу. Съездил к нему на дачу, и Брежнев подписал письмо, [что] в первую очередь [нужно] строить метрополитен в Свердловске.

Метро в Екатеринбурге открыли в 1991 году

Запускать одновременное строительство двух метрополитенов в соседних крупных городах Министерство путей сообщения было не готово, а выполнять эти работы были вправе только его структуры. Пермский проект закрыли, хотя возведение первой очереди — от микрорайона Парковый через Пермь II и ЦУМ до завода Свердлова — можно было начинать не откладывая. А через два года Михаилу Плеханову пришлось сжечь всю документацию по пермскому метро — этого требовала инструкция, так как бумаги шли под грифом «секретно».

После 2000 года

Во второй половине 1980-х и в 1990-е всем было не до метро, так что вопрос о строительстве не поднимался. Но в начале 2000-х, когда губернатором Пермской области был Юрий Трутнев, тема вновь появилась в информационном пространстве. Заместитель губернатора Игорь Шубин (сегодня — депутат Госдумы) рассказывал о подготовке документов по проекту пермского метро.

На заседании Ассоциации метростроевцев России тогда выделили Пермь как город, который лучше других претендентов подготовлен к строительству. Но старт работ это не приблизило.

«Пермгражданпроект» подготовил два возможных проекта: с двумя ветками...
... и тремя линиям

Инициативная группа из ученых и практиков выходила на следующих губернаторов — Олега Чиркунова и Виктора Басаргина. Но успеха также не добилась. Главным аргументом против метро стала экономическая нецелесообразность запуска такого масштабного проекта. Проще говоря, строительство потребует огромных денег. Возможностей городского и краевого бюджетов на это не хватит.

Еще одна озвученная причина отказа от проекта — сложности с размещением линий и станций метро при существующей застройке. К примеру, на Компросе, 38 (эту площадку мы упоминали выше) уже возвели здание. А значит, использовать это место под строительство станции (под которую резервировали участок) не получится.

В последние годы не было никаких официальных заявлений от властей о возможности появления метрополитена в Перми. Вместо этого акцент делают на городские электрички: с весны 2022 года запустили движение по Пермскому центральному кольцу, следующий на очереди — Закамск (во всяком случае, такие планы озвучивал губернатор).

Голубым цветом выделено Пермское центральное кольцо, вся схема показывает планы по развитию городской электрички

Ранее мы разбирались, почему микрорайон в Перми назвали Кислотными дачами.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем