Дороги и транспорт Посадка самолета в поле эксклюзив «Ты уже не самолет, а телега в воздухе»: возможной причиной посадки авиалайнера в поле назвали математическую ошибку пилотов

«Ты уже не самолет, а телега в воздухе»: возможной причиной посадки авиалайнера в поле назвали математическую ошибку пилотов

Источник NGS.RU полагает, что причиной инцидента стала некомпетентность летчиков

По словам источника NGS.RU, пилоты неверно считали информацию из руководства к пользованию самолетом

Эйфория от успешной посадки авиалайнера «Уральских авиалиний» в новосибирском поле прошла. Во многом действиями пилотов восхищались, потому что ЧП обошлось без пострадавших среди 167 пассажиров и серьезных поломок самолёта. Две недели спустя история об аварийном приземлении Airbus A320 обросла многочисленными версиями о причинах авиаинцидента: к обсуждению подключились эксперты, блогеры и всевозможные источники журналистов, «знакомые с ситуацией». В распоряжении редакции NGS.RU тоже оказалось мнение инсайдера, который рассказал, почему пилоты решили, что им непременно хватит топлива долететь до Новосибирска, и почему горючего всё-таки не хватило.

Что произошло. Коротко

12 сентября Airbus A320 «Уральских авиалиний», выполнявший рейс «Сочи — Омск», на втором круге на посадку в аэропорту имени Карбышева внезапно меняет курс и направляется в Новосибирск. Не долетев порядка 200 километров, пилоты сажают авиалайнер прямо посреди пшеничного поля в Убинском районе. Пострадавших нет, самолёт получил минимальные технические повреждения.

На экстренной пресс-конференции гендиректор авиакомпании Сергей Скуратов заявил, что на подлёте к Омску экипаж сообщил о выходе из строя гидравлической системы. По словам Скуратова, командир выразил опасение, что длины посадочной полосы в омском аэропорту может не хватить, если вдруг возникнут проблемы с тормозами, поэтому решил посадить самолёт в новосибирском Толмачёво.

По пути пилоты столкнулись с комплексом обстоятельств (выпущенные створки шасси, низкий эшелон, сильный ветер), которые увеличили расход топлива. В итоге командир осознал, что горючего не хватит, чтобы долететь до Новосибирска, поэтому в экстренном порядке подобрал место для приземления — им выступило пшеничное поле вблизи села Московка.

Версии

О сомнительных решениях экипажа эксперты начали говорить в первый день после аварийной посадки. Специалисты отмечали, что в рамках возбужденного уголовного дела (по ст.263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта) силовикам предстоит ответить на два главных вопроса: почему пилоты решили не садиться в Омске и почему по пути в Новосибирск в самолёте «внезапно» закончилось топливо?

Недавно в авиационных чатах начали распространять диалог между двумя пилотами, который якобы является расшифровкой черного ящика со злополучного рейса «Сочи — Омск». «Сенсацию» подхватили журналисты, которые, тем не менее, всякий раз подчеркивают, что за подлинность записи не ручаются.

В диалоге, как предполагается, уже после отказа одного из контуров гидросистемы, второй пилот спрашивает командира, что делать. Тот отвечает, мол, пойдём в Новосибирск. Возникает недоумение, зачем лететь в соседний город, если сесть можно «здесь», второй пилот «всё рассчитал». При этом он называет командира «Серёга» (командир Airbus A320 «Уральских авиалиний — Сергей Белов — Прим.ред.).

Обстоятельства аварийной посадки выясняют сотрудники следственного комитета

— Ага, и заторчим на сутки, пока бригаду пришлют, а в Новосибе — база, наши договорятся, отремонтируют за три часа, домой полетим, — отвечает «командир».

На вопрос, хватит ли «керосина», «Серёга» отвечает, что «ещё тонна останется».

Вопросы к подлинности записи есть: в Следственном комитете на транспорте, где ведут расследование, заявили, что расшифровок с чёрного ящика ещё не получали. При этом указанный диалог коррелируется с информацией, которую в редакцию NGS.RU передал источник в авиаотрасли, знакомый с ситуацией.

— Ситуация интересная: с одной стороны, они вроде посадили самолёт, всё хорошо, но с другой стороны — поступили не совсем грамотно, — отметил собеседник.

По его словам, после отказа гидравлической системы при заходе на второй круг над Омском пилоты якобы начали читать мануал к Airbus A320. В руководстве к пользованию самолетом они вычитали, что с выпущенными створками шасси расход топлива увеличится на 180%.

— Они должны были это понимать так: обычный расход + ещё 180% от обычного, а они подумали, что будет просто 180% расход. Они просчитались, — пояснил источник.

Собеседник подчеркнул, что реальное положение дел известно руководству авиакомпании, поэтому лётчикам придётся нелегко.

Мнение эксперта

Пилот обязан знать мануал к самолёту, которым управляет, — это одно из условий получения допуска на управление авиалайнером, заявил корреспонденту NGS.RU бывший независимый эксперт космического кластера Фонда «Сколково», экс-конструктор ОКБ «Сухой», авиаэксперт Вадим Лукашевич. По его словам, в экстренных ситуациях лётчики ведут расчёты «не на калькуляторах», поскольку «у них есть бортовые компьютеры».

— Лётчик может забыть, на сколько увеличивается расход топлива в той или иной ситуации, но он должен понимать, что выпущенные шасси очень сильно увеличивают сопротивление воздуха и, как следствие, очень сильно растёт расход. У тебя сопротивление растет: ты уже не обтекаемый самолет, а телега в воздухе, ещё и скорость меньше. То есть, если ты получил какую-то цифру на компьютере, то смело умножай её на полтора. Такие вещи должны быть на автоматизме, — пояснил эксперт.

Сегодня руководство авиакомпании решает, что делать с самолётом, застрявшим в новосибирском поле

Почему лётчики Airbus A320 могли произвести неправильный расчёт, Лукашевич судить не берётся. Он подчеркнул, что «легко рассуждать на диване» о жёсткой стрессовой ситуации, в которой решение нужно принимать в условиях ограниченного времени.

— Я считаю, что у нас нет права даже фантазировать в этой ситуации, потому что мы не были в ней. Но вообще, стрессоустойчивость — это один из важнейших факторов, по которому тестируют лётчиков. Если ты не стрессоустойчив, то и в пилоты идти не следует, — заключил специалист.

По его мнению, командир рейса «Сочи — Омск» принял неверное решение.

Сейчас в авиакомпании думают, что делать с самолетом. Там не исключают, что лайнер сможет взлететь прямо с поля. Всю информацию о крушении мы собираем в этом сюжете.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
Палка для битья крапивы, ракоходы и даже шишки: топ придурочных товаров с Wildberries
Любовь Никитина
Мнение
50 тысяч на четверых: как семья провела бюджетный отпуск на озерах Казахстана — инструкция
Анонимное мнение
Мнение
Вернулись в школу — подцепили корь и ветрянку. Вирусолог ответил, ждать ли вспышек «детских» болезней осенью и как себя защитить
Анонимное мнение
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Мнение
Журналистку из Тюмени захейтили поклонники SHAMAN'а. Ответ им всем от пермской коллеги, тоже ощутившей гнев обожателей певца
Александра Куляпина
корреспондент разделов «Образование» и «Политика»
Рекомендуем
Объявления