В Перми прошли торги между перевозчиками на новые 5-летние контракты. Дептранс организовал конкурсы по маршрутам, действующие контракты на которые истекают летом 2025 года. Однако на половину торгов не заявилось ни одно автопредприятие. Разбираемся, что это значит для пассажиров и как мэрия планирует выходить из ситуации.
Кто какие маршруты получил?
По итогам состоявшихся торгов МУП «Пермгорэлектротранс» получило контракты на 8 маршрутов: № 3, 10, 36 и 50, на которых АТП уже работает, а также № 27, 45, 71 и 82. ООО «Сити-Бас» заключило 5-летние контракты на маршруты № 4, 40, 47 и 59.
Автопредприятие «Дизель» летом 2025 года вернётся на маршруты № 77 и 78, которые оно обслуживало с конца прошлого века до 2020 года. Закамское направление поделили между собой два перевозчика. ООО «Компас» будет работать на маршрутах № 20, 52 и 64, а ООО «АААвто» — на № 2, 60 и 80.
Куда перевозчиков не нашли?
Без заявок от АТП не состоялись конкурсы по 15 маршрутам, среди которых и магистральные направления, и внутрирайонные перевозки. Не определили с первой попытки перевозчиков на маршруты № 1, 6, 14, 15, 17, 31, 32, 51, 53, 66, 67, 74, 79, 83 и 84.
На четыре маршрута — № 1, 14, 15 и 53 — новые контракты требуют автобусы-гармошки. На лот с маршрутами № 32 и 53 была подана одна заявка от автопредприятия «Дизель», однако её отклонили как несоответствующую требованиям.
Что говорят перевозчики
«АвтоМиг»: нам отказали в льготном лизинге
Руководитель пермского филиала ООО «АвтоМиг» (входит в ГК «Ранд-Транс») рассказал 59.RU, что его автопредприятие не заявилось на конкурсы из-за низкой стоимости контрактов. Перевозчик обращает внимание, что выставленный властями ценник ниже суммы, которая получается из расчёта формулы начальной максимальной цены контракта (НМЦК).
— В конце октября Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) нам отказала в льготном лизинге: деньги на этот год закончились. Хотя все контракты были сформированы по экономике так, что все перевозчики получат льготный лизинг по 6,8%, — рассказал 59.RU Игорь Сасунов. — Будет ли льготный лизинг в следующем году — непонятно. В этой ситуации нет экономики, нет рентабельности. Я не представляю, как из этой ситуацией будут все выходить.
По мнению Игоря Сасунова, в ближайшие полгода-год ситуация может измениться. Действующие контракты на маршруты № 11, 45, 55 и 59 заключены с «АвтоМигом» до 12 декабря 2025 года. До этого времени компания продолжает работать, а также будет готова работать и дальше в случае изменения экономических условий.
ООО «АвтоМиг» обслуживает маршруты № 15, 20, 60, 64 и 80 в Кировском районе Перми, а также № 11, 45, 55, 59 и 77 на левобережной части города.
На новых торгах маршруты № 60 и 80 получило ООО «АААвто», № 20 и 64 перейдут к ООО «Компас», № 45 — к МУП «ПГЭТ», а № 77 — к АТП «Дизель». Торги на маршруты № 11, 55 и 59 «ГорТранс» ещё не объявлял.
«РТ Лайн»: в связи с низкой стоимостью контрактов
Второй московский перевозчик «РТ Лайн», как и «АвтоМиг», не подал ни одной заявки на объявленные пермским «ГорТрансом» торги. В пресс-службе автопредприятия пояснили 59.RU, что также считают необходимым увеличить стоимость контрактов для оплаты работы перевозчиков.
— Компания «РТ Лайн» приняла решение не участвовать в аукционах в связи с низкой стоимостью контрактов, — пояснили 59.RU в пресс-службе АТП. — При этом мы готовы в дальнейшем рассмотреть возможность участия при стоимости контрактов, соответствующей НМЦК, по методике Минтранса России.
По данным перевозчика, его автобазу и часть маршрутов в Перми может занять новое автопредприятие группы «ГАЗ» (ГК «Современные транспортные технологии»). О возможном появлении нового перевозчика в Перми на автобусах ЛиАЗ собственного производства 59.RU рассказывал ранее.
Сейчас «РТ Лайн» обслуживает маршруты № 1, 4, 14, 32 и 67, срок действия контрактов на которые истекает частично 1 июня и 15 июля 2025 года. Новые торги на маршруты № 1, 14 и 67 не состоялись из-за отсутствия заявок. «Четвёрку» получило АТП «Сити-Бас», а на конкурс с маршрутом № 32 была подана заявка от ООО «Дизель».
«Дизель»: пермские перевозчики пассажиров не бросят
ООО «Дизель» заключило контракт на маршруты № 77 и 78. Также АТП заявлялось на конкурс по маршрутам № 32 и 53, на первом из которых требуются автобусы-гармошки. Однако из-за нюансов в документации заявку перевозчика отклонили.
— Мы свои намерения менять не будем: доработаем документацию и, скорее всего, будем повторно заявляться на контракт с маршрутами № 32 и 53, — сообщил 59.RU директор «Дизеля» Андрей Биневский.
Однако в «Дизеле» также указывают на необходимость софинансирования для покупки автобусов. Минувшим летом включить пермских перевозчиков в программу льготного лизинга обещал представитель ГТЛК на совещании в мэрии с участием главы города, дептранса, перевозчиками и представителями заводов-изготовителей.
— Мы тогда сразу обозначили, какие автобусы нам могут понадобиться и когда, — рассказал 59.RU Андрей Биневский. — Машины под требования Перми уже готовят, только без льготного лизинга их пока не получается забрать.
Перевозчик также считает, что в ближайшие полгода ситуация может измениться. Без льготного лизинга от ГТЛК или софинансирования по дорожному нацпроекту в «Дизеле» работу по новым контрактам называют невозможной.
— У нас были планы уже с нового года выпустить новые автобусы на маршруты, которые мы обслуживаем по старым контрактам, — рассказал 59.RU Андрей Биневский. — Но ввиду того, что программа льготного лизинга в этом году пролетела мимо нас, пока осуществиться этому не суждено.
ООО «Дизель» сейчас обслуживает в Перми маршруты № 5, 7, 12, 16, 18, 21, 39, 41, 44, 48, 49, 54, 58 и 73. Также АТП работает на 16 межмуниципальных маршрутах в территориях Пермского края.
Комментируя отказ компании «РТ Лайн» работать на предложенных условиях, Андрей Биневский предположил, что проблем для пассажиров не возникнет. Однако городским властям, по словам перевозчика, необходимо постараться, чтобы всё прошло гладко.
— Даже если какие-то маршруты не будут разыграны, есть надежда, что другие перевозчики смогут подхватить их, например, «коротким» контрактом на несколько месяцев, — считает Андрей Биневский. — Всё возможно, время покажет. Пермские перевозчики пассажиров не бросят.
«ИнТранс»: заявимся на повторные торги
Среди торгов без заявок от перевозчиков был и лот с маршрутами № 51 и 74, которые обслуживает АО «Индустрия транспорта Пермского края». В пресс-службе Министерства транспорта Пермского края, которому и принадлежит АО «ИнТранс», 59.RU сообщили, что подведомственный перевозчик планирует участвовать в повторных торгах городских маршрутов.
АО «ИнТранс» (бывшее ПКГУП «Автовокзал») работает в Перми на маршрутах № 51 и 74. Также АТП обслуживает восемь межмуниципальных маршрутов в агломерации региональной столицы — № 104, 106, 108, 148, 150, 175, 206 и 485.
Дептранс: всё под контролем
В городском департаменте транспорта заверяют, что ситуация под контролем. На перевозке пассажиров текущее положение дел, по мнению чиновников, никак не скажется.
— Торги предусмотрительно организованы заранее, чтобы при отсутствии заявок их можно было провести повторно, — пояснили 59.RU в дептрансе. — Заключить новые контракты с перевозчиками планируется до окончания срока действия текущих.
В мэрии также прокомментировали высказывания перевозчиков об отказе в льготном лизинге от ГТЛК. По информации чиновников, уже прорабатываются возможные способы поддержки перевозчиков на следующий год.
— Отказ перевозчикам в получении льготного лизинга сейчас не означает, что они не смогут заявиться на участие в федеральных программах следующего года, — заявили 59.RU в дептрансе. — Необходимо время на согласование всех условий программ. Департамент транспорта находится в плотном контакте со всеми инстанциями, чтобы перевозчики смогли получить поддержку на приобретение подвижного состава.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.