Лето. Жара. В небольшом промышленном городе Прикамья численностью в 45 тысяч жителей пробка, которую устроила застрявшая фура. Большегруз «сел на пузо» на городской улице, покрытие которой вздулось волнами. «Когда в Чусовом будут дороги, а не эти «направления»?», — возмущается в соцсетях житель Чусовского района, попав в эту пробку. И это совсем не сюрприз для местных жителей. Из-за отсутствия объезда весь грузовой транзитный транспорт движется через город. Эта вынужденная мера далеко не лучшим образом влияет на экологию в Чусовом и на качество дорог, которые действительно достаточно быстро превращаются в «направления».
Проезд большегрузов через город добавляет много проблем. Именно из-за фур так называемая «дорога смерти» давно на слуху у чусовлян и у гостей города. Этот участок на улице Ударника встречает гостей города без хлеба с солью. С этой дорогой связано множество аварий и ушедших жизней — здесь затяжной поворот и крутой спуск, из-за которых даже опытные водители не справляются с управлением. Зимой из-за наледи фурам зачастую не под силу подняться в горку, а летом при спуске из-за большой массы сложно вовремя затормозить.
Непростая предыстория
Еще в 2005 году обсуждалось, что проблему с транзитным транспортом в Чусовом решит обход — автодорога, которая будет огибать город с севера. Тогда вопрос о его строительстве поднимали, но проект отложили. Вновь подняли его через десять лет, в 2015 году провели аукцион. В нем приняли участие две компании — ООО «Уренгойдорстрой» и ООО «Мостострой-12», который в итоге победил. Однако итоги торгов отменили, так как УФАС обнаружил картельный сговор между этими двумя компаниями, после чего Мостострой-12 оштрафовали на 11 миллионов рублей и внесли в реестр недобросовестных подрядчиков. Стройка тогда так и не началась, а на главу Минтранса Алмаза Закиева завели уголовное дело. Сейчас ему грозит до 15 лет лишения свободы — это максимальный срок, который подразумевает статья «получение взятки».
Стройка началась в феврале 2017 года. Что уже построили?
В феврале 2017 года к работе на объекте приступил новый подрядчик — Мостоотряд № 123 (пермский филиал ЗАО «Уралмостострой»). После разработки проекта начали постройку временных мостов через реки Вильва и Усьва для передвижения строительной техники. Уже через год, в апреле 2018 года, подрядчик завершил надвижку моста через Вильву, а позднее через Усьву и через железнодорожную ветку, что означает, что вся строительная техника может практически беспрепятственно передвигаться по всей длине стройки.
Сейчас обход построен на 70 процентов. Мы выехали в Чусовой, чтобы поближе познакомиться с важным для всего Прикамья транспортным объектом и узнать, как идёт стройка. На строящемся обходе нас встретил заместитель руководителя Управления автомобильных дорог и транспорта Пермского края Михаил Бажуков.
Цель
— Основная цель обхода — очистить город от транзитного транспорта, создать комфортные условия проживания для чусовлян, — говорит Бажуков. — И это будет эффективно для бизнеса. Точнее, для тех, кто перевозит грузы автотранспортом. На этом участке достаточно высокий трафик. На севере от Чусового большой промышленный узел — Губаха, Соликамск, Березники, на востоке предприятия Горнозаводска и выход на Свердловскую область.
Описание
Проектируемая длина обхода — 6,8 километров, что сократит путь для автомобилистов на 2,6 километра, если ехать через город. Начало и конец обхода находятся за территорией Чусового. Основными искусственными строениями являются три моста: через реку Усьва длиной 154 метра (железобетон), через железную дорогу длиной 155 метров (железобетон) и самое массивное искусственное строение из металла — мост через Вильву длиной 347 метров.
Что происходит на объекте сейчас
В последнее время на объекте одновременно находится порядка 80–100 человек. В самые напряженные моменты одновременно «в поле» работали более 100 единиц техники и около 300 людей. Если учитывать тех, кто готовит металлоконструкции, полуфабрикаты на предприятиях, общая численность задействованных специалистов и рабочих — больше 500 человек. Основной объем земляных работ остался от реки Усьва до «нулевого пикета» (начало обхода с западной стороны города). Там запроектирована насыпь высотой 14–16 метров. Она уже возведена на высоту от трёх до четырёх метров. Оставшийся объем земляных работ на этом участке — около 450 тысяч кубических метров. Это практически четверть от общего объема запланированных земляных работ, который составляет около 1800 тысяч кубических метров.
В местах, где бульдозерам и экскаваторам не под силу работать с грунтом, используются взрывные работы.
— Уже произведено около 20 взрывов. Объём разработанного грунта при взрывных работах составил 340 тысяч кубических метров, — рассказывает Михаил Бажуков. — Только при последнем взрыве было использовано порядка 20 тонн взрывчатки.
По технологии взрывные работы производятся так: бурится скважина до десяти метров в местах, где скальный грунт. В скважину закладывается взрывчатка, и производится взрыв. И только после этого «на сцену» выходит землеройная техника.
Проблемы
Также сорвать намеченные планы по окончанию стройки обхода могут проблемы, связанные с геологией объекта — на глубинах 20–30 метров здесь много карстовых воронок и встречаются породы, которые приходится разрабатывать с помощью взрывов.
— На данном участке очень сложная геология — структура залегания пород нестабильная, — говорит Бажуков. — Встречаются скальные породы, которые разрабатываются при помощи взрывных работ и тут же присутствуют породы, которые легко вымываются грунтовыми водами и родниками.
Общие данные и интересные факты
— Сроки строительства: 13 февраля 2017 — 31 октября 2019
— Длина обхода — 6807 метров
— Расчетная скорость движения — 100 километров в час
— Количество дорожных знаков — 224
— Ширина полосы — 3,5 метра
— 2 полосы движения (дополнительная полоса на подъём)
— Объем земляных работ — 1,8 миллионов кубических метров
— Объем буровзрывных работ — 300 тысяч кубических метров
— Площадь асфальтобетонного покрытия — 75 тысяч квадратных метров
— Площадь газонов — 3 тысячи квадратных метров
— Стоимость 2,2 миллиарда рублей
— Насыпь с одной стороны моста над Вильвой высотой 22 метра. Ширина основания земельного полотна равна длине футбольного поля (110 метров).
Когда объект будет закончен
Дата окончания работ на обходе — 31 октября 2019 года. Представитель заказчика говорит, что организация работ построена так, что подрядчик ведёт работу с опережением графика на 30–35 процентов. Однако о сокращении сроков сдачи обхода в эксплуатацию говорить преждевременно. Например, по технологии подрядчик не может приступить к укладке асфальта сразу после возведения насыпи.
— Асфальтобетонное покрытие планируем укладывать в июне 2019 года после того, как насыпи стабилизируются, — поясняет Михаил Бажуков. — Этого требует технология. Спешка здесь только во вред.