Время от времени жителей севера Пермского края предупреждают о возможных падениях частей ракет, которые запускают с космодрома. Разбираемся, почему ступени ракеты-носителя падают именно здесь, куда бежать местным жителям и какой вред это может принести.
Что куда запускают?
Размеры и местоположение районов падения ступеней и прочего для каждой ракетной трассы определяются отдельно. Участки выбирают по возможности минимально населённые и с минимальным ведением хозяйственной деятельности. Участки эти не изымаются, а какой-либо ущерб, если он вдруг будет, возместит Правительство РФ.
Использовать участки для падения частей ракет «Роскосмос» может только в том случае, если на это дали согласие региональные власти. Правила и порядок прописаны в постановлении Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет».
Сколько районов падения, кто их обслуживает и где они расположены?
Следит за всеми падениями отделяющихся частей ракет-носителей, стартующих с Байконура, Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). Он входит в госкорпорацию «Роскосмос».
Всего в России 18 районов падения — в девяти регионах страны: в Прикамье, Свердловской, Новосибирской, Омской, Томской областях, Алтайском крае, республиках Алтай, Тыва, Хакасия. А в Казахстане — 42 района падения.
Кто-то следит за этим процессом?
Этот же центр и следит. Во-первых, он обязан заранее оповестить местные администрации, на территории которых может прилететь ступень. Это, кстати, было сделано. На сайте администрации Красновишерска 18 февраля появилось сообщение о запуске. Власти попросили жителей и туристов воздержаться от посещения территорий.
Такое же сообщение появилось и на сайте Североуральского городского округа Свердловской области, только в нем туристов уже не просят, а запрещают посещать зону падения. Вероятно, потому что туристов место привлекает, ведь зрелище там будет поинтересней, чем в Прикамье: «при попадании в нижние слои атмосферы обломков ступеней ракеты-носителя возможен сильный грохот и свечение в воздухе». На случай ЧС на место падения со стороны Свердловской области отправят специальные оперативные группы. Почему оттуда? Вероятно, потому что с той стороны сейчас гораздо проще попасть в те места.
— А с нашей стороны туда сейчас никто и не сунется, нереально, — рассказал 59.RU житель Красновишерска. — Туда только если на снегоходах, но и то проблема. Лета только ждать.
Ещё ЦЭНКИ обязан перед запуском обследовать территорию района падения и эвакуировать охотников, рыболовов, туристов, учёных и всех, кто там еще соберется. Кстати, есть версия, что туристы на перевале Дятлова в 1959 году погибли именно из-за падения ступени, точнее, из-за её топлива. Насколько оно было токсично в то время — неизвестно.
После пуска специалисты также исследуют территорию, ищут отделившиеся фрагменты, нейтрализуют остатки компонентов ракетного топлива, мониторят экологическую обстановку, возвращают эвакуированных людей на место.
Всё это прописано в регламенте центра. Делается ли это на самом деле — выяснить невозможно.
И что, всегда в Пермский край из космоса обломки падали?
Тут получилась очень интересная история. В 2006 году с Байконура планировался запуск очередного спутника. Первая ступень ракеты-носителя должна была упасть в казахской степи, вторая (с высоты 163 км) — в тайгу между Североуральском и Карпинском (Свердловская область), а третья — в океан между Исландией и Гренландией, — сообщала тогда газета «Новые известия».
С иностранцами о падении ступеней «Роскосмосу» удалось заключить соглашение, а с властями Свердловской области — нет. Жителям не понравилось, что при падении отработанной ступени в почву попадет более 300 килограммов керосина и около тонны пероксида водорода. Кроме того, при ударе не исключена вероятность взрыва. Из-за этого ракетное топливо может разлиться по территории природного заповедника «Денежкин Камень» и памятника природы «Конжаковский Камень», где, кстати, всегда очень много туристов.
Замминистра природных ресурсов Свердловской области Михаил Бокачев предложил сместить космическую трассу. В результате противостояния траекторию ракеты всё же сдвинули в более глухую тайгу на запад, задев северо-восток Пермского края. Наши власти согласились. С тех пор так и не угадаешь, куда упадёт ступень: либо к нам, либо в Свердловскую область.
Насколько это опасно в плане экологии?
Чем может быть страшен обломок ракеты? Радиацией? Токсическими веществами? Гигантскими размерами?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к научным источникам. Над изучением экологической стороны падения частей «Союза 2» уже более десяти лет работает кандидат биологических наук Ирина Кузнецова, старший научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН.
Из материалов одной из её научных статей «Экологический мониторинг в районе падения отделяющихся частей ракет-носителей "Союз" на территории Северного Урала» в Междисциплинарном научном журнале от 2015 года следует, что серьёзного вреда экологии зафиксировано не было. На момент написания статьи на этой территории приземлились ступени после девяти запусков с 2006-го по 2014 годы.
— Во всех отобранных пробах снега выявлено незначительное присутствие нефтепродуктов, однако их содержание в послепусковых пробах не превышает допусковое, — сказано в статье. — Экологический ущерб от падения частей заключается только в механическом засорении территории фрагментами ступеней.
Вторая ступень ракеты-носителя отделяется на высоте 100–120 километров и распадается на фрагменты при входе в плотные слои атмосферы. Невыработанные остатки топлива распыляются в атмосфере и постепенно оседают на территории. Однако есть вероятность того, что весь керосин не сгорит при падении. Именно поэтому и ведётся экологический контроль.
Кстати, «Союзы» используют в качестве топлива достаточно экологичные вещества: керосин и жидкий кислород, в отличие от ракет «РС-18», в механизмах которых есть трубопроводы с гептилом — это смертельно токсичное вещество.
Твердые части корпуса и обшивки «Союзов» не выделяют токсичных веществ, поэтому в их эвакуации необходимости нет. Хотя их всё равно ищут. И кстати, не только специалисты: ещё десять лет назад за найденный обломок, по словам местных жителей, давали по 500 тысяч рублей.
Ранее мы рассказывали, как посмотрели отрывки фильма «Время первых» вместе с руководителем пермского отделения ветеранов Байконура Дмитрием Глотиным.