Барсиха Вая скончалась в крымском парке «Тайган» из-за инфаркта миокарда. К такому выводу пришли патологоанатомы, которые проводили вскрытие животного. Мы обратились в Пермский зоопарк, где родилась Вая, и к ветеринарам, чтобы узнать, правда ли у барсихи, которой не было еще и года, мог произойти инфаркт.
«Непосредственная причина смерти — некроз (инфаркт) миокарда <…>. Со стороны миокарда омертвление сердечной мышцы с кровоизлиянием в участки некроза», — написано в протоколе исследования, выполненного Региональной государственной ветеринарной лабораторией Республики Крым. Здесь же сказано, что инфаркт был повторным, то есть не первым в жизни Ваи.
Если говорить простым языком, у девятимесячной Ваи погибла часть клеток сердечной мышцы, и из-за этого сердце перестало работать.
В Пермском зоопарке сообщили, что до отъезда в Крым Вая выглядела и вела себя как здоровое животное. Она получила все нужные прививки и прошла обработки от паразитов. Несмотря на это, специалисты согласны с выводами экспертов и не ставят их заключение под сомнение.
— Инфаркт миокарда бывает и у людей, и у животных, — объяснили в Пермском зоопарке. — Барсы относятся к особо чувствительным, стрессовым животным. Любой стресс — переезд, смена вольера или даже рабочего персонала — может привести к инфаркту миокарда. Даже содержание крупных животных возле вольера барсов может привести к инфаркту. Барсы обитают в горах, где крупнее хищников нет. Таким животным некомфортно рядом с более крупными зверями. Это относится к барсам всех возрастов. С протоколом патологоанатомов мы согласны.
По данным протокола обследования, в последний раз работники парка «Тайган» видели живой Ваю в 18:00 23 января. Во время следующего осмотра в 7:00 24 января самка барса уже была мертва.
— Острый инфаркт миокарда у животных всегда приводит к гибели, так как диагностировать такую проблему при жизни у диких животных практически невозможно, — рассказали специалисты зоопарка. — Даже если бы кто-то провел еще один осмотр ночью, это ничего бы не изменило.
В парке «Тайган» утверждают, что во время жизни у них Ваю регулярно осматривали ветеринары (у парка заключены договоры с двумя специалистами). Животное проходило все нужные ему процедуры и не имело тревожных симптомов, которые могли бы свидетельствовать о проблемах со здоровьем.
В клинике «Друг» также не видят причин считать, что к смерти барса привело отсутствие ветеринарной помощи или плохой уход. Там склоняются к тому, что животное погибло от естественных причин, не связанных с действиями сотрудников «Тайгана».
Несмотря на то что Пермский зоопарк не имеет претензий к «Тайгану», его сотрудникам неизвестно, в каких именно условиях жила молодая барсиха. Специалисты зоопарка в Перми не получали отчетов о состоянии здоровья барсят. По их словам, это нормальная практика.
— Ни в каких зоопарках нет практики сообщать, что и как произошло с животными, так как согласно Гражданскому кодексу РФ проданное животное переходит в собственность покупателя, — прокомментировали в зоопарке. — Мы имеем право запрашивать информацию только о животных, которые находятся в нашей собственности. Парк «Тайган» купил Ваю и ее сестру Красаву, поэтому такой возможности у нас не было. То же самое относится к получению сведений об условиях жизни. Но при передаче животных мы выдали рекомендации по их уходу, содержанию и кормлению.
Барсы Вая и Красава переехали в крымский парк «Тайган» в ноябре 2018 года. Их сестра Серебрянка осталась в Пермском зоопарке. Мы публиковали фото барсов, сделанные перед их расставанием.