Ранее мы писали про группу пермяков, которые арендовали автобус и уехали в Казахстан. Историю внезапной эмиграции нам рассказал пермяк Роман — он планировал через Казахстан улететь в Турцию, а затем поступить в университет Австрии. Дома мужчина оставил жену и шестимесячную дочку, которые должны были переехать вслед за Романом, когда тот устроится на новом месте. Мы узнали, сложилось ли все так, как планировал пермяк, а еще поинтересовались примерными ценами аж в трех странах, где побывал Роман — Казахстане, Узбекистане и Турции.
До Казахстана 12 пермяков доехали на рейсовом автобусе, который арендовали за 52 000 рублей (по 4300 рублей с человека), границу переходили пешком, а до ближайшего города Костанай доехали на такси за 1000 рублей с человека. Ночь мужчины провели в ночлежке, где жили и ели бесплатно, а потом Роман уже с новыми знакомыми посуточно арендовал дом (по 1000 рублей с человека в сутки)
Дальше, как рассказывает пермяк, у новых знакомых начали меняться планы, а один вообще уехал домой, поэтому мужчины решили вернуться в ночлежку после трех дней в коттедже.
— Прожив еще сутки в ночлежке, на следующий день мы переехали в отель, — рассказывает Роман. — Кто-то из ребят оставил проплаченный отель и уехал дальше, то есть мы туда заселились, я доплатил за себя как за дополнительного человека — примерно пять тысяч тенге (около 650 рублей).
В отеле Роман прожил сутки, а затем купил билет на поезд до Алма-Аты за 1100 рублей. На еду в дорогу мужчина потратил примерно 500 рублей. По приезде Роман перекусил фастфудом в точке быстрого питания наподобие нашего Chicken: купил большое комбо за 2000–2500 тенге (примерно за 260–320 рублей).
Роман говорит: за восемь дней в Казахстане потратил около 7000 рублей — на еду, такси и проживание, добавим сюда деньги, потраченные на аренду автобуса — около 4300 рублей и билет от Костаная до Алма-Аты за 1100 рублей. Все вместе обошлось пермяку примерно в 12 400 рублей. Следующей целью Романа был Узбекистан.
Узбекистан: трудности со снятием денег и ночь в аэропорту
Роман нашел автобус, который проезжал через КПП на границе с Узбекистаном, билет на него стоил 800 рублей. В дорогу пермяк взял пару банок энергетических напитков — примерно за 600–700 тенге (70–90 рублей). Границу мужчина переходил пешком.
— На границе поменял денег — примерно 7000 тенге на узбекские сумы. Был там единственным русским. Прошел быстро и без проблем, — рассказывает Роман. — [На границе] очень много диких таксистов, которые за баснословные деньги предлагают довезти до Ташкента. Для примера: в Казахстане от границы до города Костанай было порядка 200 километров и с нас брали 1000 рублей с человека, то в Узбекистане граница прямо возле Ташкента, буквально 10 минут езды, с меня также забрали всю эту тысячу рублей, которую я поменял в сумах.
Приехал Роман раньше времени — у мужчины не было ни связи, ни денег, поэтому он ждал открытия банка, чтобы снять деньги.
— Пришел в кофейню, попросил подключиться к Wi-Fi, чтобы быть на связи, — говорит Роман. — Перевел себе через «Корону» (платежная система «Золотая Корона». — Прим. ред.) деньги и ждал банка. Открылся соседний банк, я отсидел в очереди. Многие узбеки уточняли, откуда я, и спрашивали, почему я не защищаю свою родину. На это я вообще не хотел отвечать.
Сотрудница банка пояснила Роману, что деньги снять он не может, потому что операция доступна только для клиентов банка. Тогда пермяк отправился в другой банк, но тоже получил отказ. Помог счастливый случай.
— Я встретил на улице местного узбека, пожилого пенсионера, мы с ним разговорились. Он оказался довольно приветливым, я сделал перевод на него, мы сходили и благополучно получили деньги, — рассказывает Роман. — На эти деньги я первым делом купил себе сим-карту, она стоила примерно 50 000 сумов (275 рублей). После начал искать хостел, в котором я могу остановиться. Нашел очень классный капсульный хостел, приехал туда и обнаружил такой замечательный момент, что для резидентов страны, для узбеков, стоимость проживания — 100 000 сумов (550 рублей), а для приезжих — 165 000 сумов (907 рублей).
В хостеле Роман прожил семь дней.
— Я сразу познакомился с ребятами из хостела, мы вместе ходили на завтрак и обед, — вспоминает пермяк. — Завтракали мы на соседнем рыночке. Там большая порция плова стоила примерно 22 000 сумов (120 рублей). Один раз ездили в «Центр плова» — это огромный ресторан. Там большие чаны с пловом готовят.
Вообще в день на питание уходило примерно по 400–500 рублей, говорит Роман. Так что за семь дней в Ташкенте на еду пермяк потратил около 3000 рублей.
После семи дней в Ташкенте Роман отправился в Ургенч — город на западе Узбекистана. Билет на самолет обошелся в 3500 рублей. В аэропорту пермяк встретил двух ребят из Москвы, с которыми они решили вместе поселиться в гостинице, но тут же столкнулись с проблемой — все места были заняты приезжими, а в гостинице «Узбекистан», где место все-таки нашлось, проживание стоило больше шести тысяч рублей за сутки.
— Тогда водитель такси отвез нас к какому-то знакомому, он сказал, что есть три места, — вспоминает пермяк. — Мы приехали, а там — барак. Но ребята очень хотели спать. Я предложил вернуться в аэропорт и поспать там. По итогу мы согласились остаться в этом бараке, заплатили примерно 450 000 сумов (2475 рублей на троих). Пошли в магазин за продуктами. Магазином владел тот же хозяин, что и бараком, зашел разговор, что у них есть еще и гостевой дом, но в гостевом доме живут 50 цыган — 10 семей, и что они воруют людей. Мы немножечко напряглись, потому что сказано это было очень серьезно, не было какой-то ухмылки на лице. Мы вернулись домой, подумали, что мы не сможем по соседству с цыганами ночевать, и буквально за пять минут решили, что пойдем спать в аэропорт. Мы не стали забирать деньги, просто собрали вещи и ушли пешком в аэропорт.
По подсчетам Романа, за семь дней в Ташкенте он потратил примерно 10 000 рублей.
«Не хватает жен, которые могли бы оценить всю красоту Турции»
Из Ургенча знакомые полетели в Стамбул и там попрощались. Сам Роман отправился в Анталью. Билет до Стамбула и дорога в курортный город обошлись Роману в 25 тысяч рублей.
В Анталье Роман снял отель, где встретил знакомого из Казахстана. Номер в отеле обошелся пермяку в 500 лир (примерно 1650 рублей в сутки), но тут Роман сэкономил: номер он снял один, но нелегально ночевали в нем еще три человека, поэтому стоимость мужчины поделили на четверых. Кстати, на еду за два дня проживания в отеле знакомые не тратились — их кормили бесплатно по системе «Всё включено».
Дальше на автобусе примерно за 2500 рублей пермяк отправился в Аланью. Роман вспоминает, что доехать можно было на такси, но водители предлагали довезти примерно за 5000 рублей, поэтому мужчина нашел туристический автобус, который подкинул его до Аланьи в два раза дешевле.
Недалеко от города Мерсина (город находится в трехстах километрах от Аланьи) Роман снял квартиру в жилом комплексе. Пермяк говорит, что в самой Аланье квартиры для аренды дорогие.
— Для примера: евродвушка стоит порядка 1000 долларов в месяц (примерно 62 000 рублей), — рассказывает пермяк. — Но тут ты должен заплатить за полгода вперед, некоторые владельцы просят внести 2–3–4 депозита и комиссию риелтору 100%. То есть платишь 8 000–9 000–12 000 долларов. Мой друг нашел в районе Мерсина квартиру на очень приемлемых условиях, это евротрешка, «два плюс один» она называется, в новом жилом комплексе, который буквально два месяца назад сдался, он заплатил 10 тысяч лир за первый месяц (33 000 рублей), 5 тысяч лир депозит (16 500 тысяч рублей) и комиссию риелтору 100%, то есть 33 000 рублей. То есть вся квартира ему обошлась примерно в 80 000 рублей.
В жилом комплексе есть магазин, кафе, три взрослых бассейна и один детский, детская площадка, мангальная зона, кинотеатр и сауна. Кстати, в этом ЖК живут только россияне.
В первый же день, рассказывает Роман, мужчины поехали в магазин и закупили все необходимое на семь тысяч рублей. Например, шесть килограммов разных фруктов (яблок, бананов, манго) вышли на 180 лир (примерно 600 рублей), 1,5 килограмма свежего лосося — на 330 лир (примерно 1100 рублей), все соусы в Турции стоят в районе 20–30 лир (65–100 рублей), сыр — от 50 до 150 лир (165–495 рублей).
— Проблема есть с колбасой, — жалуется Роман. — Она здесь абсолютно невкусная, стоит тоже в районе 40–50 лир (130–165 рублей). Они (турки. — Прим. ред.) очень любят делать ее как ливерную, добавлять различные овощи, перец, помидоры, еще что-то.
Еще, по словам Романа, в Турции недорогие лекарства.
— У нас человек ходил в аптеку, покупал таблетки от живота, которые в Перми, по-моему, стоят 500 рублей, здесь они обошлись в 17 лир, то есть это примерно 50 рублей.
В непростой ситуации мужчины успевают отдыхать — недавно, например, арендовали каршеринг на день (вышло на 400 лир — 1300 рублей) и поехали в Мерсин в местное кафе.
— И у всех промелькнула мысль, что нам не хватает жен, которые могли бы оценить всю красоту Турции, потому что все здания подсвечиваются, — говорит Роман. — Мерсин — довольно большой город с современными высотками, много различных летних кафе, все это подсвечивается, везде играет музыка — очень красиво.
В конце ноября к Роману должна приехать жена с шестимесячной дочкой — сейчас ей оформляют загранпаспорт. Роман ждет семью и надеется, что день рождения жены они отпразднуют все вместе.
Ранее мы рассказывали историю эмиграции пермяка, который уехал в Грузию после объявления частичной мобилизации.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.