Юрию 50 лет, больше половины из которых он работал водителем автобуса в Челябинске. В начале августа он подписал контракт с Министерством обороны РФ, чтобы поехать на специальную военную операцию на Украине. Но вместо зоны боевых действий его отправили собирать тумбочки и кровати в заново формирующуюся военную часть в Прикамье — по данным 59.RU, она находится в Кунгуре. Мужчина считает, что его с сослуживцами попросту обманули: вместо зарплаты, на которую они рассчитывали, подписывая контракт, им платят 40 тысяч рублей. В военном комиссариате Челябинской области объяснили, по каким принципам распределяют военнослужащих по воинским частям.
— Здесь раньше была часть, а сейчас она только формируется — мы первые, нас тут около 130–150 человек. Когда мы обращались в военкоматы и подписывали контракты, то делали это, чтобы поехать в зону СВО, — рассказал Юрий нашим коллегам из 74.RU. — Мы спросили у командира части, когда поедем, он сказал, что мы тут до 1 декабря точно будем восстанавливать часть, формироваться, а потом — неизвестно, поедем или нет. Как у нас проходило «боевое слаживание»? Мы собираем тумбочки, табуретки, кровати. Занимаемся хозработами. Никаких занятий — даже зарядки нету! Все ходят, шатаются по части, работают.
Вместе с Юрием в пермскую часть, в ремонтно-восстановительный батальон, отправили 35 жителей Челябинской области, рвавшихся в зону СВО. Это мужчины в среднем 45–50 лет, которые раньше служили, прошли Чечню или воевали в рядах ЧВК «Вагнер». Сам Юрий проходил срочную службу 30 лет назад во внутренних войсках специального назначения.
— 31 августа мы обратились к командиру с просьбой о переводе в другую часть. На это он ответил: «Пишите рапорты, что вы отказываетесь проходить службу», — процитировал Юрий. — Мы позвонили в военкомат Челябинской области, там сказали: «Вы подписали контракт с Минобороны, теперь оно решает, где вы будете служить». Они от нас отделались, ничем не помогли. Нам никто ничего не объясняет, нам сказали, что не мы решаем, — мы теперь подневольные люди.
Зарплата, пока мужчины не приехали в зону СВО, будет соответствующая, и явно не такая, на какую они рассчитывали, подписывая контракт с Министерством обороны.
— Пообещали зарплату примерно 40 тысяч рублей. Если бы были «за ленточкой», то была бы около 200 тысяч, судя по агитации и тому, что нам говорили в военкомате, — пояснил Юрий. — Приходишь в пункт по отбору на контракт в военкомат, там спрашивают: «Вы именно в зону СВО хотите?» Да, именно туда. У каждого из нас и родственники, и друзья, и знакомые, и много кто находится «за ленточкой» — они пробыли две недели на слаживании в Чебаркуле, и всё — отправились туда. Мы считаем, что нас просто-напросто обманули — мы контракт заключали, чтобы участвовать в СВО.
Сначала говорили, что мужчин отправят в зону СВО, когда сформируют военную часть. Сейчас ставят более конкретные сроки — середина октября.
— Говорят, что часть пока формируется, — уточняет Юрий. — В части должно быть около 400 человек, а нас пока 150.
У мужчины два сына. Один — военный, старший лейтенант, второй учится в колледже, ему скоро исполнится 18 лет.
В военном комиссариате Челябинской области на запрос 74.RU сообщили, что распределением контрактников занимается Минобороны: бойцов направляют туда, куда считают нужным.
— Граждане, заключившие в пункте отбора на военную службу по контракту с Минобороны РФ контракт о прохождении военной службы, распределяются и направляются к местам прохождения военной службы в соответствии с потребностью комплектования воинских частей по воинским учетным специальностям и воинским должностям, — говорится в ответе на запрос за подписью военного комиссара Челябинской области Андрея Максурова.
В комиссариате подчеркнули, что не они решают, куда поедут новоиспеченные контрактники.
— Пункт отбора на военную службу по контракту не направляет граждан, заключивших с Минобороны РФ контракт о прохождении военной службы, в зону проведения СВО, а распределяет граждан по воинским частям согласно расчету комплектования и наличию вакантных воинских должностей, — объяснили в областном военкомате. — Вопросы перевода военнослужащих воинских частей к новому месту службы находятся в компетенции командиров воинских частей.
Юрий утверждает, что звонил в Военную прокуратуру Центрального военного округа. Мы сделали туда запрос о результатах проверки жалобы южноуральцев. Также мы обратились за комментарием непосредственно в Центральный военный округ. На момент публикации ответы на запросы не поступили. Мы опубликуем их, как только они окажутся в распоряжении редакции.
Ранее мы рассказывали историю демобилизованного многодетного отца, который не может оформить статус ветерана боевых действий СВО и получить положенные льготы. Военный комиссариат Челябинской области ответил на претензии. После публикации 74.RU мобилизованному 42-летнему челябинцу Максиму Уфимцеву пересчитали зарплату — на протяжении восьми месяцев ему переводили в среднем 40 тысяч рублей как контрактнику в Чечне, хотя он был в зоне СВО.