Культура подробности «Никаких пуантов, это русская земля»: чем необычен балет «Ярославна», премьера которого прошла в пермском Оперном

«Никаких пуантов, это русская земля»: чем необычен балет «Ярославна», премьера которого прошла в пермском Оперном

Танцы в спектакле исполняются под хоровое пение и оркестр

Затмение и налет птиц — одна из самых эффектных сцен спектакля. Это немногие персонажи, на которых есть пуанты

В Пермском театре оперы и балета прошла премьера балета «Ярославна» (12+). Как и опера, он создан по мотивам «Слова о полку Игореве» и рассказывает о походе князя Игоря на половцев. В нем есть и известная сцена плача Ярославны. Чем же уникален этот балет и отличается ли сюжетом от известной оперы «Князь Игорь» (12+), ведь и он рассказывает о тех же событиях?

Больше, чем балет

Балет «Ярославна» впервые был поставлен вовсе не в Перми, а еще в 1974 году на сцене Ленинградского академического малого оперного театра (МАЛЕГОТ). Зрители и критики назвали его новаторским, так как его автор — хореограф Олег Виноградов, расширил в нем каноны классического балета, объединив в нем и танец, и пантомиму, и хоровое пение.

Первая постановка «Ярославны» на сцене Ленинградского театра выглядела авангардно
Еще одна сцена из балета 1974 года

Музыку для балета написал ученик Дмитрия Шостаковича Борис Тищенко, а сценографом выступил известный режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов. Консультировал постановку сам академик Дмитрий Лихачев, считавшийся крупным специалистом по «Слову о полку Игореве».

В 2014 году хореограф Владимир Варнава поставил этот же балет на новой сцене Мариинки, интерпретировав название как «Ярославна. Затмение» (12+). Балет был поставлен в современной трактовке, большое внимание автор уделил драме самого Игоря.

Авторы «Ярославны. Затмение» на сцене Мариинки-2 поставили современный балет
Разглядывая фото постановки 2014 года, невозможно не обратить внимание на костюмы. Одежда воинов напоминает форму игроков в американский футбол, а на их ногах — бутсы
Огромный обруч в спектакле символизирует и солнечное затмение, и некое зазеркалье, и ко всему обыграно в танце

Спустя почти десять лет на пермской сцене появилась еще одна версия этого балета, на этот раз в постановке Алексея Мирошниченко. Хореограф представил его пермской публике в декабре 2023 года, но в отличие от своих предшественников, он вновь погружает эту историю во времена Древней Руси.

В пермской постановке «Ярославны» в сцене гибели воина появляется образ тотемного медведя. Он напоминает древнеегипетского бога погребальных ритуалов Анубиса. Эта сцена одна из самых символичных и сильных в этом спектакле
Медведь словно вводит погибшего воина в мир мертвых и учит его там заново ходить

Алексей Мирошниченко ставит «Ярославну» на хореографическом языке неоклассики, с которой любит работать.

— Я для каждого спектакля пытаюсь найти тот хореографический язык, который наилучшим образом выразил бы идею спектакля, сверхзадачу и то, что хочется донести до зрителя, поэтому от неоклассики никуда не деться, это как мой способ мышления, — признался Алексей Мирошниченко журналистам накануне выхода балета.

Неоклассика — форма классического балета, который появился в 20-х годах XX века. Она основывается на классических движениях, но позволяет хореографу выходить за его рамки, отличается стремительностью, ритмичностью и быстротой. Одной из особенностей классического танца является то, что танцевать можно в пуантах, а можно босиком.

Архитектуру терема художник-постановщик Альона Пикалова условно показывает столбами-балясинами

Как и в постановке Мариинки, в Пермском театре танцовщики, исполняющие главные партии, танцуют не в пуантах.

— Никаких пуантов, это русская земля, — объясняет хореограф.

Их движения словно иллюстрируют музыку вплоть до пунктирного ритма в мелодии. Всему балету, и даже сценам баталий, характерна сдержанность и отсутствие некоей динамики. Ощущение такое, что они словно сошли с изображений или архитектурных фризов, иллюстрирующих баталии того времени.

Танцовщицы исполняют свои партии без пуантов
Заломленные руки, угловатые движения не характерны для классического балета, но возможны в неоклассике
Постановки с воинами статичны и выверены, как иллюстрации к древнерусской рукописи

Кстати, художница Татьяна Ногинова, создавшая костюмы для спектакля, призналась в разговоре с журналистами перед премьерой, что вдохновлялась фресками соборов Вологодской области, взяв за основу манеру исполнения и персонажей. Кстати, она уточнила, что пермский спектакль — именно о временах Древней Руси.

— В отличие от версии Мариинки, мы не создаем современный взгляд, а остались во времени — XI веке, и поэтому разговор у нас аутентичный, — говорит Татьяна.

Художница использовала холсты, шерсть, хлопчатобумажные кружева и минимум цвета.

— Природа русского костюма, костюма славян была немногословна в отношении цвета, — рассказывает Татьяна Ногинова. — И в отличие от Италии в это время, у нас не было столько способов крашения. Красили минералами, землей, ягодами, растениями, которые постепенно выцветали. Поэтому у нас очень спокойная гамма в костюмах — серебристо-льняная, и разные фактуры льна и шерсти.

В партиях девушек много движений, характерных для русского танца
И даже такие хороводные построения, встречающиеся в танцах ансамбля «Березка»

«Один в поле не воин»

Сюжет балета на первый взгляд может показаться таким же, что и в опере «Князь Игорь» — Древняя Русь, князь Игорь Святославич Новгород-Северского собирается в поход против половцев. Но если в опере сделан акцент на прославлении подвига русского войска и военного похода, то в балете батальных сцен хоть и много, но они больше иллюстративны и не динамичны. Внимание уделено трагедии самих главных героев — Игоря и Ярославны. Поэтому батальные сцены не столь динамичны, а больше иллюстративны.

Сцена военной баталии
У половцев костюмы выделены огненным цветом

Кроме того, в балете отражен важный исторический момент, которого нет в опере, — Игорь отделился от других древнерусских князей и один со своим войском идет в сепаратный поход против Кончака, в результате чего терпит поражение.

— Игорь не послушался Святослава и потерпел поражение, отсюда какой вывод? — подчеркивает Алексей Мирошниченко. — Это одна из сверхзадач нашего балета — один в поле не воин, только сообща и вместе можно победить врага.

Одним — направо, другим — налево. В балете показали разногласия среди княжеских войск

В отличие от оперы. в балете появляются и другие князья древнерусских земель: Всеволод — князь Трубчевский и Курский, Владимир — князь Путивльский и киевский князь Святослав Всеволодович.

По сюжету, киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом — половцами, но Игорь Святославич собирается выступить в свой отдельный поход, несмотря на плохое предзнаменование в виде солнечного затмения. Далее по сюжету, как и в опере, чередуются битвы, пленение Игоря, молитва Ярославны, которая обращается к духам природы, чтобы они помогли мужу, и его счастливое возвращение домой.

В княжестве князя Игоря на Новгород-Северской земле. Роскошные мифологичные костюмы в этой сцене напомнили «Русские сезоны» Дягилева
В сценах есть элементы пантомимы
Ярославна в тереме
Моление Ярославны на стене
Финал спектакля: встреча Игоря и символические голуби в руках детей

Ранее мы публиковали рецензию на музыкальную комедию «О том, как Сергей Сергеевич прославиться хотел» (16+), которую недавно представили на «Сцене-Молот».

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем