Александр Жунёв — один из самых известных стрит-арт художников в Перми. Мастерская Жунева — это весь город, а полотна — стены зданий, заборы и асфальт. Конечно, у художника есть помещение, где он создает эскизы и трафареты будущих объектов — подвал дома на улице Циолковского, 9. Как Жунев попал в этот подвал — довольно интересная история, которая начинается в 1929 году.
Город-сад
Именно в это время массово начал застраиваться микрорайон «Рабочий поселок» как жилой комплекс для рабочих Мотовилихинского завода. С 1929 по 1939 год в квартале между улицами Уральской, Лебедева, Индустриализации и Циолковского построили первые в Перми благоустроенные дома. Во всем квартале было централизованное водоснабжение и канализация, дома отапливались с помощью водных котлов в подвалах. Восемь трехэтажных домов из красного кирпича стоят до сих пор, в одном из них и работает Александр Жунев. «Через четыре года здесь будет город-сад», — писал Владимир Маяковский в «Рассказе Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». В то время «город-сад» был градостроительной концепцией, основанной на постулатах марксизма. «Рабочий поселок» должен был стать «социалистическим городком», в котором рабочие смогут не только жить в хороших условиях, но и культурно отдыхать и духовно развиваться. Внутри квартала, где сейчас работает Жунев, был разбит яблоневый сад, работал фонтан, место которого позже заняла летняя концертно-театральная площадка.
Жители этого квартала помнят о несбывшихся мечтах строителей коммунизма. Каждый год весь ноябрь на крыше дома по адресу Циолковского, 9 висит плакат «Мы — за социализм». Кстати, именно здесь 24 ноября прошла встреча пермяков с Алексеем Навальным. Собственники квартир «города-сада», по их словам, не являются политическими сторонниками Навального, но считают, что возможность такой встречи — из разряда борьбы за свободу, что очень важно.
В марте 2007 года жильцы квартала объединились и создали непосредственное управление Рабочего поселка — сами стали заниматься вопросами ЖКХ без УК и ТСЖ. Отремонтировали уже несколько домов, планируют восстановить яблоневый сад, зимний сад и фонтан. Александр Жунев занял подвал на Циолковского, 9 два года назад с разрешения председателя Совета Рабочего поселка Анастасии Мальцевой. «Социалисты» позволили художнику бесплатно пользоваться помещением, а он в обмен пообещал бесплатно оформить будущий «город-сад». Жунев уже создал стрит-арт с изображением двора 1930-х годов на хозсооружении рядом с домом.
Экология пространства
Жунев никогда не учился на художника, говорит, что «рисовать не особо умеет». В юности ему нравилось ходить в походы, путешествовать, поэтому Александр поступил в ПГУ на геологический факультет. Когда началась практика, Жунев понял, что по специальности работать не будет — «надо жить в лесу, делать нечего, говорить не о чем». Университет он все равно окончил и пошел работать в студию текстильной печати T-shirt (фирму, которая занималась печатью на футболках). T-shirt заказывали граффити-рекламу, и Жунев следил за тем, как выполняются работы. Нанятые граффитчики постоянно изменяли детали изображения, и Александр попробовал сделать граффити сам. Понял, что это не так сложно, как кажется, и начал экспериментировать, пробовал рисовать граффити «за гаражами». Со временем у Жунева сформировался собственный «почерк» и философия. Художник называет её «экологией пространства».
— На пермских улицах много прямоугольных серых ящиков — электрошкафов, — объясняет идею Александр Жунев. — Они располагаются в очень людных местах — на перекрестках, около светофоров, у фонарных столбов, то есть хорошо видны как пешеходам, так и пассажирам общественного транспорта. Эти железные ящики никуда не денешь, так почему бы не сделать так, чтобы они украшали городскую среду? В этом и заключается «экология пространства» — мы не добавляем лишних конструкций, а пытаемся использовать те, что уже есть, чтобы «оживить» город. В 2012, 2013, 2014 и 2017 годах в Перми проходили одноименные фестивали.
Александр Жунев убежден, что стрит-арт — это искусство, способное менять мир к лучшему. По словам художника, главное в его работах — это идея, смысл и диалог с обществом, который можно вести со стен и заборов.
Есенин
«Благодаря этой нелегальной работе я стал стрит-артистом!», — написано в портфолио Жунева. Портрет Сергея Есенина появился на долгострое в центре Перми в сентябре 2009 года. Это была первая работа Александра Жунева большого размера.
— Долгострой на перекрестке улиц Куйбышева и Луначарского никто не охранял, — рассказал Александр Жунев. — Там тусовались все, кому не лень. Центр города, заброшка, можно залезть на крышу и посмотреть на город — лакомое место. Вся суть идеи была в том, чтобы нарисовать Есенина именно на этом здании. Здание было облицовано белыми плитками, и поверхность была уже размечена на квадраты. Стена сама просилась, чтобы на ней что-нибудь нарисовали!
Чтобы нарисовать крупную работу, художник должен сначала сделать рисунок на бумаге и начертить сетку поверх изображения. Потом изображение точно переносится на большой формат по квадратам. Сегодня художники используют проектор, но, когда Жунев рисовал Есенина, такой возможности еще не было.
— Эта работа состоялась благодаря двум ребятам, — рассказал художник. — Я один тогда не смог бы решиться на это — ни рисовать, ни лазать по веревкам я не умел. Я тогда вообще не знал пермских граффитчиков, они в основном выходят из субкультуры хип-хопа, а я был из субкультуры рока. Тогда самым известным граффитчиком в городе был Слава Moff. Я ходил на его мастер-классы и предложил ему вместе сделать большую работу. Ему тоже стало интересно, и он согласился. Еще у меня был одногруппник Сергей Путин, который занимался промышленным альпинизмом. Он научил нас на веревках лазить и дал нам снаряжение.
Александр Жунев серьезно подошел к выбору персонажа, ведь огромный портрет планировали нарисовать в публичном месте, и художник хотел, чтобы он понравился горожанам. Долго искал картинку для натуры и остановился на почтовой марке, выпущенной в 1975 году к 80-летию со дня рождения поэта. Автором рисунка был художник Владимир Пименов. На марке Есенин выглядывает из-за березки.
— Я, когда стал примеривать рисунок к этой стене, понял, что очень удобно — березка будет отдельно, и он как будто выглядывает постепенно. И в тему получилось! Сейчас хочу сделать эту работу на деревянном холсте с объемным рельефом, чтобы сохранить. А то дом с Есениным уничтожили, и ничего не осталось материального.
Гагарин
Работа «Гагарин. Распятие» принесла Александру Жуневу всероссийскую известность, хоть и просуществовала только один день. Художник нарисовал распятого Гагарина 12 апреля 2015 года на перекрестке улиц Советской и Куйбышева. В этот день россияне отмечали сразу два праздника: День космонавтики и Пасху.
— Такое стечение календарных обстоятельств очень символично, — писал о произведении художник на странице в Facebook. — Работа «Гагарин. Распятие» — моя попытка говорить на тему многовекового противостояния науки и религии языком совриска, ставшим третьей стороной в этом конфликте — на него ополчились как приверженцы религиозных догм, так и светское общество. Почему Гагарин? Это современный Иисус от науки, добровольно принявший на себя первые космические муки человечества. Тяга к звездам притянула его болтами к стальному кресту. И он стал супер-звездой — как Иисус Христос! Его образ используется государством как икона патриотизма.
Работа вызвала дискуссию в обществе, а депутат гордумы Юрий Уткин подал заявление в прокуратуру. Прокуратура обратилась в Пермскую епархию с вопросом, оскорбляет ли работа чувства верующих. В итоге уголовное дело возбуждать не стали, но оштрафовали Жунева на тысячу рублей за «Нарушение требований к внешнему виду и содержанию зданий». Через месяц художник написал на холсте картину «Великий Космонавт» по заказу пермского предпринимателя и инвестора Дмитрия Сутормина.
— Я решил изобразить на холсте того же космонавта на кресте, — написал Александр Жунев на своей странице «ВКонтакте». — В верхней части картины даже видны те же самые бетонные плиты фасада, но к нижней части они плавно превращаются в инопланетный пейзаж, куда прилетел наш космонавт с Земли. Видимо, как и наш Иисус, по прилете он начал рассказывать странные вещи про мироустройство, за что его и распяли вместе с другими местными «преступниками».
Каменский
В октябре 2015 года на девятиэтажке на Каменского, 4 появился портрет человека, в честь которого названа улица.
— Во время изучения материалов о нем и работы над рисунком я так проникся историей жизни Каменского, что грешным делом даже стал ассоциировать себя с ним и находить параллели событий столетней давности с нашим временем. Он — герой не только своего времени, но и нашего, потому что полет его мысли намного опережал линейный ход событий, — написал на своей странице «ВКонтакте» Александр Жунев.
Портрет футуриста Василия Каменского — часть проекта «Стена почета». По задумке Александра Жунева в городе должно появиться несколько портретов известных пермяков. Художник планирует нарисовать музыканта Евгения Чичерина, детских писателей Льва Давыдычева (автор книги «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»), Владимира Воробьева (он написал сказку «Капризка») и Льва Кузьмина (автор повести «Капитан Коко и Зеленое Стеклышко»).
— Мне хочется продвигать патриотическую тему. Не ту, которую навязывает нам государство, а настоящий патриотизм, потому что этих людей нужно знать. «Каменского» я нарисовал на грант, который выиграл в конкурсе «Город — это мы». Еще около 60 тысяч собрали через краудфандинговую платформу «Планета», чтобы отремонтировать межпанельные швы. Я боялся, что их начнут ремонтировать через год-два и испортят картину. Я, конечно, почти ничего не заработал, но мне хотелось посотрудничать с государством. Проект портрета Льва Давыдычева я подавал на конкурсы «Прикамский витамин» и «Город — это мы», но не выиграл. Возможно, после «Гагарина» чиновники боятся со мной сотрудничать.
Павленский
20 февраля 2016 года Александр Жунев наклеил портрет художника Петра Павленского на электрошкаф на Большой Лубянке в Москве. Ящик был покрыт металлической сеткой, и портрет Павленского оказался «за решеткой». Жунев сделал этот арт-объект в поддержку московского художника, арестованного за акцию «Угроза». В ночь на 9 ноября 2015 года Петр Павленский поджег двери здания ФСБ на Лубянке, после чего встал впереди горящих дверей в ожидании собственного задержания. На следующий день по решению суда художника арестовали. 8 июня 2016 года суд приговорил Павленского к штрафу в размере 500 тысяч рублей, но он так и не оплатил его, а в феврале 2017 года покинул Россию.
— Я гулял по Москве, приехал делать из скотча Теслу и Илона Маска для выставки в Электромузее, — рассказывает Александр Жунев. — Гулял и увидел много электрошкафов, которые в сетку закрыты. Видимо, чтобы на них объявления не клеили. Подумал, что это идеальная поверхность для моих скотчевых штук. Изначально возникла идея сделать портрет Павленского из скотча, но это был не вариант. Во-первых, долго клеить, а во-вторых портрет был бы неузнаваем, потому что пикселей мало. И, чтобы сделать это быстро, я просто распечатал постер и наклеил. Он вообще как влитой получился! И цвета очень хорошо подошли, я просто в Photoshop сделал максимальную контрастность — и цвет такой огненный вышел. Через пару дней пришли из полиции и хотели демонтировать. А я после того, как нарисовал, закрыл сетку на замок. Просто купил в магазине стройматериалов замок и закрыл. Все эти ящики хоть и защищены, но дверцы на самом деле просто прикручены на проволочки. Проволочку откручиваешь, клеишь то, что тебе надо, обратно закручиваешь, и все. Они подумали, наверное, это какой-нибудь горэлектротранс закрывает шкафы. Побоялись сами открывать, видимо, бумаг на это не было. И они не нашли ничего умнее, как просто купить баллончик в этом же строительном магазине и закрасить его. И сделали это так коряво! Во-первых, в строительных баллоны плохие продаются — краски полупрозрачные, во-вторых они, конечно, ничего не умеют. Короче, создали новое произведение искусства. А потом его тоже закрасили.
Шевчук
4 октября 2016 года Александр Жунев сделал портрет музыканта Юрия Шевчука из осенних листьев в сквере имени Пушкина. Рядом со стрит-артом художник выложил из листьев строчку из песни группы ДДТ «В последнюю осень»: «Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же вы нам ничего не сказали?».
— Диалог двух поэтов в осеннем сквере: бронзовый Пушкин стоит здесь давно, он классик, а Шевчук — наш современник, его портрет выложен осенними листьями, — написал автор работы Александр Жунев. — Но, думаю, он (Шевчук. — Прим. автора) уже попал в историю, просто у нас так принято: официально записывать туда только после смерти. Хотя, мне это кажется несправедливым. Шевчуку не нужна проверка временем. Он и так уже классик, слава богу, что живой.
За два года до этого Александр Жунев уже делал работу с осенними листьями. На деревянном заборе у входа в сад Свердлова художник сделал надпись «Читай жизнь, не проЛИСТывай». Тогда Александр Жунев заметил, что из цветных листьев можно сделать и более реалистичную картину.
— Мне с детства нравилось творчество Юрия Шевчука, и мне очень близка его жизненная позиция. Он — активный гражданин. Он не сидит и не ждет, что власть что-то сделает, обращает внимание на то, что происходит и как-то на это реагирует, пытается изменить жизнь. Когда дальнобойщики начали бастовать против Платона, он с ними поговорил, узнал, чего они хотят. Я очень это поддерживаю и сам стараюсь жить так же. Даже с дальнобойщиками — я тоже делал работу в их поддержку. Жаль, что у них ничего не получилось. Это была единственная самоорганизованная сила в России, которую слили их лидеры, мне кажется. Очень жалко. Власть делает, что хочет, профсоюзы не защищают права рабочих, а гражданское общество не развито.
Скотч дешевле красок
Александр Жунев изобрел собственную технику и назвал её пиксель-скотч-арт. В строительных магазинах можно приобрести скотч девяти цветов, включая прозрачный. Художник разработал палитру из 72 цветов путем наложения разноцветных скотчей друг на друга. Потом Жунев делает на компьютере пиксельную картинку и в соответствии с получившейся схемой наклеивает скотч на сетку-рабицу. Пиксель-скотч-арт Александр придумал в 2013 году, когда проводил фестиваль «Экология пространства».
— Была акция «просто творить», мы украшали хоккейную коробку около гимназии на улице Лебедева. По торцам хоккейной коробки была сетка-рабица, на ней было написано слово «Бура». Я подумал, может быть, раньше была какая-то хоккейная команда и называлась «Буран», в честь нее написали это слово, а потом какую-то часть сетки заменили, и осталось «Бура». Я решил эту тему обыграть и с помощью скотча написал с одной стороны слово «Буран», а с другой «Штиль», чтобы противопоставить. Как будто две команды: одна «Буран», а другая «Штиль». А потом оказалось, что там на самом деле изначально «Бура» и было написано. Пришел мужик и сказал, что мы испортили его надпись, которую он сделал лет 20 назад. А «Бура» — это его «погоняло» было.
Художник сделал из скотча портреты Чайковского, Каменского, Горького, Ленина, Распутина, Мешкова, Старика Б.У.Кашкина, Гагарина, Николы Теслы, Илона Маска, украсил Петропавловскую скотчевыми розами, а набережную — «рыбой-лосем» в пермском зверином стиле.
— Скотч очень дешевый материал, дешевле краски, — говорит Жунев. — Любой человек может заниматься пиксель-скотч-артом, для этого не нужно художественного образования. Нужна только схема, скотч и сетка-рабица.
Мы уже были в гостях у художников Равиля Исмагилова, Дмитрия Козлова, Юрия Лапшина, Ольги Молчановой-Пермяковой, Любови Малышевой, а также посетили иконописную мастерскую «Добро» и цеха Пермского театра оперы и балета.
Фото: Тимофей Калмаков