Каждый пермяк хотя бы раз в жизни видел работы Любови Малышевой — в своих картинах она воспевает природу родного края и уделяет много внимания городскому пейзажу. В пермских пабликах работы художника набирают тысячи лайков и репостов, а в комментариях люди восхищаются её талантом. «Сказочно красиво. Сразу вспомнила свое детство», «Просто не описать словами — это рай на земле и в душе», «Замечательные работы! Воздух такой прозрачный и сами какие-то воздушные» — так пермяки описывают работы художника. На этот раз «Мастерские пермских художников» посвящены ей.
Свои картины Любовь Малышева пишет на пленэре (на открытом воздухе) даже в минусовую температуру. Художник работает масляными красками, которые не замерзают до -10 градусов. Чтобы написать «Возвращение с удачной рыбалки», Любовь садилась вместе с этюдником в лодку, выезжала на середину пруда и ставила якорь. Для нее очень важно писать с натуры, уловить тончайшие состояния природы, а не выдумывать в мастерской.
— У меня такое кредо — пейзажем надо заниматься серьезно, — рассказывает художник. — Я всем это пытаюсь доказать, потому что мне очень больно и обидно, что сейчас пейзажем занимаются поверхностно.
— Почему вы выбрали именно пейзаж?
— А выбирать не пришлось. Меня в раннем детстве окунули в мир природы. Я родилась в поселке Ильинском, на берегу Обвы. Я из семьи нефтеразведчиков, мы колесили по всему Пермскому краю вслед за отцом. Потом родители переехали в Ножовку, потом в Краснокамск, где я пошла в художественную школу. С учителями мы уезжали на пленэр и жили 24 дня на природе. Меня окунули в этот мир с детства, и с тех пор я из него не выхожу. Взгляд художника выделяет самое ценное. Когда я смотрю на красивые сюжеты, я уже знаю, какая будет композиция и колорит. И это настолько меня захватывает, что я в этом живу и уже не хочу ничего другого в жизни. Отображать красоту природы, красоту родного края — такую я выбрала себе судьбу.
Однажды художник поехала на пленэр в Суксун и увидела лебедей на пруду — прямо как на гобелене из детства. Это было в первых числах ноября, вероятно, птицы отдыхали перед долгим полетом на юг. Погода была прекрасная: солнце, изморозь, первый снег. Картину Любовь назвала «Навстречу солнцу».
Художник объехала почти все уголки Пермского края: Чердынь, Усолье, Кунгур, Чусовой, Губаху, Суксун, Кын и многие другие места. Её картины пропитаны любовью к своей малой родине, они простые и понятные каждому человеку, даже тем, кто очень далек от искусства. «Деревенские дорожки», «Долгожданный отпуск на Чусовой», «Утро с петухами», «Уральские просторы», «Уральское лето» — даже в названиях её работ чувствуется теплота и любовь к природе. Художник затрудняется сказать, сколько картин она написала за свою жизнь, но говорит, что точно больше тысячи.
— Я пишу только то, что мне нравится, — рассказала Любовь Малышева. — Я люблю цветы, природу, но мне нравится и серость, у меня много серых картин. Я знаю, что пермяки, наевшись этой серости на улице, не хотят видеть её в картинах, поэтому я никогда не понесу такие работы на арт-салоны. Но на моих персональных выставках картины «с грустинкой» широко представлены.
Мастерская Любови Малышевой находится на улице Ленина, 72а. Этот дом был построен еще в советское время, и в нем изначально проектировались художественные мастерские. Они располагаются на последних этажах, всего в доме восемь мастерских. Любовь Малышева получила свою в 2008 году, а до этого работала в бараке на Кисловодской — там были мастерские-общежития у художников. В мастерской у Любови Малышевой живут два хомяка и кошка Мурка. Художник рассказывает, что Мурка сама выбрала их — пришла к даче Малышевых в Нытве, и они решили взять её домой. Сейчас Мурка очень упитанная и любит сидеть у батареи, а хомяки её совсем не интересуют.
— Для меня самое главное в искусстве — быть честным художником, делать то, что душа требует выплеснуть наружу, — рассказала Любовь Малышева. — Художники всегда для зрителя напоказ. Что у художника на душе, то зрители и видят в картинах. Быть честным с самим собой — это самое главное. Постараться максимально передать, донести до зрителя то, что тебя трогает.
В прошлом году у Любови Малышевой была персональная выставка в Москве, она называлась «Роман с Уралом». Художник показала 45 картин в здании Государственной думы. Открывал выставку лидер КПРФ Геннадий Зюганов, Любовь Малышева лично подарила альбом с репродукциями своих картин ему и лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому.
Картины художника пронизаны духом патриотизма, и даже из окон её мастерской, которые выходят на эспланаду, виден флаг России.
— Хочешь, молись на государство, хочешь — на церковь, — говорит Любовь Малышева (из окон мастерской также видны купола Свято-Троицкого кафедрального Собора).
Сама Любовь Малышева считает, что сегодня нужно обладать смелостью, чтобы оставаться художником-реалистом.
— Сейчас искусство принимает самые разнообразные формы, — рассказывает художник 59.ru. — Я отношусь к этому спокойно, и бывает даже с интересом. Я считаю, что всё имеет место быть, чем больше разнообразия в творческих изысканиях у художников, тем мир становится богаче. Лишь бы не перегибали палку. Сейчас все хотят перетянуть одеяло на свою сторону, видимо, это и в искусстве проявляется. Иногда галеристы и художники перегибают палку в сторону актуального искусства.
— Вам нравятся пермские современные художники?
— Мне нравятся работы Вячеслава Смирнова, Михаила Павлюкевича, Инны Роговой, Натальи Корчемкиной и многих других художников. У меня вызывает большое уважение художник-реалист Равиль Исмагилов. Мне нравится, как он пишет, и какие у него взгляды на искусство. Я считаю, что он защищал мир искусства и отстаивал позицию пермских художников во времена так называемой «культурной революции». Я разделяю убеждение Равиля Исмагилова, что искусство должно быть профессиональным. Художником не может быть каждый. Для того, чтобы называть себя художником, нужно долго учиться, посвятить этому всю жизнь. В искусстве есть законы, которые надо знать, а за 1–2 года редко кому удается научиться.
Мы уже были в гостях у художников Равиля Исмагилова, Дмитрия Козлова, Юрия Лапшина, Ольги Молчановой-Пермяковой, а также посетили иконописную мастерскую «Добро».
Для справки: реализм — это направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Художники-реалисты считали, что задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности.
Фото: Юлия Лоза