Образование Разговоры о важном подробности О памяти, попытках переписать историю, с рассказами про участников СВО: разбираем «Разговоры о важном» о 9 Мая

О памяти, попытках переписать историю, с рассказами про участников СВО: разбираем «Разговоры о важном» о 9 Мая

Дети услышат фронтовые письма и узнают об обороне Севастополя

Детям напомнят, как важно беречь историческую память

Следующие «Разговоры о важном» посвятят Дню Победы. Дети узнают об обороне Севастополя и услышат письма военного времени. Учитель не раз скажет о важности сохранения исторической памяти, а в конце занятия ребята выступят с сообщениями не только о ветеранах Великой Отечественной войны, но и об участниках спецоперации на Украине.

Школьникам и студентам покажут видео с воспоминаниями ветерана, участницы обороны Севастополя Александры Ивановны Портной — ей 101 год. На момент написания материала ролик не опубликовали на сайте «Разговоров о важном».

1–4-й классы: песни о войне и сообщения об участниках СВО

Учитель напоминает детям годы начала и окончания Великой Отечественной войны и включает фрагмент песни «Священная война». Ребята отвечают, почему войну в тексте называют народной и священной.

— Война всего нашего народа против захватчиков, именно поэтому День Победы — священная дата, память о которой передается от поколения к поколению, — объясняет учитель. — Об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Ребята послушают песню «Священная война»

Дети рассматривают фотографии военного времени, на которых изображены женщины, работающие на предприятиях, — это труженики тыла. Они, говорит педагог, выпускали оружие для фронта, занимались сельским хозяйством и строили укрепления.

Победу приближали не только на фронте, но и в тылу

Школьники вспоминают крупные битвы Великой Отечественной войны, а затем разглядывают картину Александра Дейнеки «Оборона Севастополя».


— «Оборона Севастополя» показывает бесстрашие и отвагу защитников Севастополя, — рассказывает учитель. — Ведь в начале войны немецким войскам потребовалось 250 суток, чтобы захватить Севастополь. В 1944 году нашей армии понадобилось 35 суток, чтобы прорвать мощную оборону крымской группировки и очистить от захватчиков весь полуостров. И 9 мая 1944 года город русской славы Севастополь был освобожден, а Москва салютовала в честь освобождения города. Позже Севастополю было присвоено звание «город-герой».

Дети знакомятся с картиной Александра Дейнеки «Оборона Севастополя»

Затем ребята слушают стихотворение Усачева «Победа» и отвечают, почему важно помнить историю и передавать память из поколения в поколение.

— Всё дальше от нас события Великой Отечественной войны. Уходят и люди, которые помнят эту войну. Но не исчезает память о подвиге народа. Она сохраняется в песнях, книгах, фильмах, фотографиях, воспоминаниях и рассказах прадедов. Она остается в нашей памяти, — говорит детям педагог.

Во многих семьях, по словам учителя, сохранились альбомы с фотографиями военных лет, письма с фронта, награды и ордена. Педагог предлагает школьникам рассказать подготовленные сообщения о родных — участниках Великой Отечественной войны или спецоперации на Украине.

В конце классного часа учитель говорит детям о том, что память священна и нужно помнить, какой ценой нам досталась победа. Важно хранить мир и защищать Родину. Школьникам включат песню «День Победы».

В конце занятия ребятам включат песню «День Победы»

Сценарий у 3–4-х классов практически не отличается от сценария для 1–2-х. Вместо прослушивания стихотворения дети сморят видео «Истории войны. Письма с фронта. Тебе, Севастополь!» — артист Севастопольского ТЮЗа Александр Моторный читает письмо с фронта, опубликованное в боевом листке в мае 1944 года.

Актер Севастопольского ТЮЗа читает письмо с фронта

5–11-й классы: письма с фронта

По словам педагога, каждый день войны особенный для тех, кто ее пережил. С ребятами беседуют о битве за Севастополь и показывают им видео «Письмо из Севастополя. 1942 год». Закадровый голос читает письмо из осажденного Севастополя, написанное 17 апреля 1942 года:

«Дорогая Лизочка, письма от вас получаем, но редко. Сегодня получили сразу два письма, очень рады. Мы пока все живы и здоровы. Сейчас у нас, если бы не война, было бы очень хорошо. Весна, тепло, цветет миндаль. Но навещают нас "воздушные пираты". Все рвутся к нам в Севастополь и разбиваются о наши скалы. Много их отбивают доблестные герои Севастополя. Не видать им нашего родного Севастополя… От брата с фронта уже восемь месяцев ничего нет. Где он находится — неизвестно. Скоро уже 1 мая, сколько могло бы быть радости, но враг не дает нам спокойно жить…»

Это письмо написано 17 апреля 1942 года

Дети обсуждают услышанное, а затем смотрят видео «Истории войны. Письма с фронта. Тебе, Севастополь!» и отвечают, какими эмоциями наполнены строки и возможно ли победить врага, не любя Родину, свой город, народ и семью.

Правнучка пишет письмо своему прадеду, участвовавшему в Великой Отечественной войне

Затем — просмотр еще одного ролика. На этот раз диктор читает письмо правнучки, которая работает в правоохранительных органах, своему прадедушке Гавриилу Степановичу. Девушка, говорит учитель, никогда его не видела, но гордится им и помнит о его подвиге. Письмо правнучка пишет из Севастополя — города-победителя. Для ее семьи это «судьбоносный город», потому что в нем зародилась династия военных моряков. Гавриил Степанович, пишет девушка, завещал свои боевые награды праправнуку. Праправнук Гавриила Степановича Владимир родился в Севастополе и свой первый День Победы встретил, держа в руках прапрадедушкин орден Славы III степени и медаль «За отвагу». Семья по крупицам собирала историю подвига Гавриила Степановича, чтобы передать «это наследство» его праправнуку.

Именно сегодня, когда историю подвига советского солдата и всего героического народа пытаются бесчеловечно перевернуть, переписать, обесценить, наша задача, ныне живущего поколения, — не дать этого сделать, — пишет правнучка Гавриила Степановича. — Именно поэтому, дорогой прадедушка, твой подвиг я пронесу через свою жизнь, передам его своим детям.

В День Победы, пишет правнучка, она посмотрит в чистое мирное небо, чтобы сказать спасибо прадеду.

— Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, у многих из вас в семейных альбомах хранятся фотографии военных лет ваших прадедушек и прабабушек. Мы гордимся своими родными, защищавшими нашу Родину в Великую Отечественную войну и защищающими ее сейчас в рамках специальной военной операции, — говорит педагог и предлагает ребятам выступить с сообщением о родственниках-ветеранах и участниках СВО.

В конце классного часа учитель говорит, что День Победы отмечают не только в России.

Плечом к плечу защищали мир от фашизма русские, белорусы, татары, буряты, таджики, узбеки, армяне, казахи и другие народы, и поэтому песня композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова «День Победы» в эти майские дни звучит со слезами на глазах по всему миру, — говорит учитель и включает детям песню.

Студенты техникумов и колледжей: Крым и Великая Отечественная война

Студенты слушают сообщение Юрия Левитана о победе в Великой Отечественной войне, а педагог говорит, что День Победы продолжает быть священным праздником.

— Днем, когда благодаря нашим дедушкам и прадедушкам, бабушкам и прабабушкам начался Мир! — восклицает учитель.

Затем ребята смотрят ролик о восьмидесятилетии со дня освобождения Севастополя и Крыма от немецко-фашистских захватчиков (на момент написания материала видео не появилось на сайте «Разговоров о важном»).

По словам учителя, в России есть много мест, связанных с Великой Отечественной войной. Эти памятники нужно беречь, чтобы сохранять память о защитниках Отечества и передавать ее следующим поколениям.

«Места памяти» — проект, который собирает памятные места, связанные с войной

Учитель открывает сайт проекта «Место памяти» — на карте собраны объекты военно-исторического наследия: памятники, мемориальные доски, стелы, братские могилы и другое. Педагог предлагает ребятам найти свой населенный пункт и посмотреть, все ли объекты есть в реестре. Затем дети находят на карте Крым и Севастополь. Учитель говорит: Крымский полуостров — это не только красивая природа и архитектура, но и «героические страницы истории нашей страны».

Студенты должны объяснить, почему на занятии с ними беседуют о Крыме

— По плану нацистов, Крым после его захвата должен был превратиться в немецкую колонию «Готенланд», — рассказывает студентам педагог. — На его территорию хотели переселить немцев, а большую часть местного населения уничтожить. Советские воины сумели разгромить сотни тысяч немецко-фашистских захватчиков и разрушить их планы. Особенно большую цену кровью враг заплатил за Севастополь. Вся страна, все народы, как одна семья, восстали против немецких захватчиков. Именно единство, общая вера в Победу позволили выстоять в тяжелые годы войны.

Севастополь и Керчь — города-герои, а в 2015 году Феодосии присвоили звание «Город воинской славы». 9 мая 1944 года над Севастополем подняли военно-морской флаг — «символ освобождения Крымского полуострова от немецко-фашистских захватчиков».

— Освобождение Севастополя и Крыма было одной из важнейших стратегических побед Красной Армии и символом стойкости и мужества жителей полуострова, — утверждает педагог. — 24 июля 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон, по которому 12 мая установлен день воинской славы: День победного завершения советскими войсками Крымской наступательной операции.

В конце классного часа студенты, как и школьники, выступают с сообщениями о ветеранах и участниках спецоперации.

— Бойцам давало силу чувство единой семьи. Верность и преданность Родине начинались с любви к матери, жене, детям, с решимости защищать их. Долг каждого из нас — знать свою историю, историю своей семьи и нашей страны! — восклицает педагог.

В прошлый раз на «Разговорах о важном» с ребятами поговорили об экологии. Редакция 59.RU каждую неделю изучает методички к урокам и публикует разборы в сюжете на сайте.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем