Город Рашид Габдуллин, генеральный директор ООО «Центральный парк развлечений имени Горького»: «Я могу сказать, что у нас ситуация далека от идеала, но есть понимание, как нужно строить парк»

Рашид Габдуллин, генеральный директор ООО «Центральный парк развлечений имени Горького»: «Я могу сказать, что у нас ситуация далека от идеала, но есть понимание, как нужно строить парк»

" src=

Бульвар, Загородный бульвар, Загородный сад, сад Общественного собрания, Красный сад, сад имени Горького, детский парк культуры и отдыха имени Горького – так в разные времена называли этот сад. Его история – длиною более 200 лет. Сейчас центральная площадка города является особо охраняемой территорией.

Сегодня генеральный директор парка имени Горького Рашид Габдуллин ответил на актуальные вопросы, касающиеся споров и конфликтов вокруг земли под садом, и рассказал как развивается парк.

Отметим, Рашид Габдуллин родился в Губахе. С 2001 года он – генеральный директор центрального парка Перми. Два года назад наш собеседник стал лауреатом конкурса «Меценат года». Ему присвоено почетное звание «Топ-менеджер РФ – 2006» по решению Экспертного совета редколлегии Национальной энциклопедии личностей России.

Рашид Раффакович, каковы ваши успехи как руководителя за последние годы?

– Директором парка я работаю пять лет. Меня пригласили, когда предприятие было банкротом. Нам удалось выправить ситуацию, и в прошлом году парк стал лучшим в России и странах СНГ.

Вы имеете в виду конкурс «Хрустальное колесо»?

– Да. Этот ежегодный конкурс проводится ассоциацией «САПИР» (Союз ассоциаций и партнеров индустрии развлечений – Авт.), где участвуют парки России, Казахстана, Украины и еще ряда стран. Мы соревновались в наиболее сложной номинации – городов-миллионников. И в прошлом году нам удалось одержать победу. А в этот раз мы не смогли заявиться на конкурс.

В парке нет бездомных животных? Как вы относитесь к ним?

– Вообще, это сложная ситуация. Недавно я катался на лошади в пригородном лесу, и на меня набросилось около десятка собак. В лесу я был один. Жутковато.

Знаете, люди возмущаются: сделайте что-нибудь. Но мы ведь не можем достать пулемет и стрелять, или травить их ядами… Сад – это биологический комплекс.

В нашем парке проблема разрешилась интересным образом. Здесь есть конюшня, и там поселился пес Дик. Он был так воспитан, что не пускал в парк других собак. И территория стала свободной. Но, к сожалению, Дик недавно умер. Он прожил здесь шесть лет. До сих пор очень переживаем. Один из наших новых бренд-героев посвящен именно Дику. Возможно и сейчас проблему с бродячими животными мы будем решать в том же ключе.

Эта проблема скользкая, сложная. Есть люди, которые защищают братьев меньших, а есть те, кто по долгу службы должен их отлавливать. Где правда, я не знаю. Как можно оправдать опасность, когда вашего ребенка может покусать бешеная собака. Это проблема всех мегаполисов.

Сколько деревьев в парке? Как часто сажают новые?

– Деревьев у нас чуть больше двух тысяч. Пару лет назад мы вдоль ограды стадиона «Юность» высадили аллею шаровых ив. В парке появились ели. Экологи нас всегда просят высаживать более ценные породы. Есть старые интересные фото, где в парке еще молодые саженцы. Несколько лет назад сельхозакадемия провела у нас полное обследование. Это был большой труд.

Не так давно мы приобрели единственную в Пермском крае немецкую технологию, которая позволяет без методов разрушения определить и проанализировать состояние деревьев. Сейчас данные методы мы широко используем.

Как вы заботитесь об экологии в парке?

– Мы относимся к парку как к безусловно уникальной территории. В отличие от других площадок мы реализуем научно-обоснованные экологические программы.

Отмечу, что завезенные сюда белочки родили, и мы передали в зоопарк часть потомства. Летом в парке высаживали розы. Сейчас у нас самое большое количество роз на Урале. Порядка 400 кустов.

Есть другой показатель – соотношение твердых покрытий (асфальт) и куртин (насаждения) в парке. Если происходит выбытие куртин, и мы вынуждены проложить тропинку для посетителей, то в другом месте взамен появится аллея. За этот год мы сняли достаточно много твердых покрытий, ненужных дорожек.

То есть в парке больше зеленой зоны?

– Сейчас нами разработан план реконструкции. Количество твердых покрытий уменьшится на тысячу квадратных метров. А на детских площадках впервые применили специальное резиновое покрытие, но оно по структуре не является асфальтом и пропускает воздух и воду. Поэтому биологическая жизнь и корневая система под этим покрытием существует. Мы будем применять подобную технологию. Тем более важна санитарная составляющая, данную площадку легче чистить.

Какие еще есть новинки экологического характера?

– На рынке появились специальные газонные решетки. Они позволяют сократить ширину дорожки. По таким решеткам может проехать машина, пройти посетитель, но при этом трава не вытаптывается. Потому что решетка позволяет сохранить ее корневую систему. Этот опыт мы будем применять очень широко.

Я могу сказать, что если мы заглянем в будущее, то парк будет восприниматься не как место аттракционов, или же, как пять лет тому назад, место для пивных посиделок, которые мы уже давно прекратили, а экологическое и историческое достояние.

В 2007 году к вам привезли несколько новых аттракционов. Как они «вписались»?

– И в следующем году будут новые. За пять лет у нас проходит третья волна замены аттракционов. Старые механизмы мы достаточно быстро заменили на отечественные. Потом – на современные итальянские аттракционы ведущих мировых компаний. И процесс не будет останавливаться.

Сколько стоит один аттракцион?

– По-разному. Вы знаете, поставить бревно, дать людям гвозди, чтобы они заколачивали их – это тоже аттракцион. (Улыбается.) Стоимость его составит тысячу рублей. А вот цена хорошего аттракциона в миллион долларов – это нормально, и даже не предел.

Сколько всего в парке аттракционов?

– Почти 50. Порядка 20 – это крупные модели.

А у вас есть любимый аттракцион в парке?

– Это вроде того, что спросить у родителей, кого из детей они любят больше. Сначала мы придумываем аттракционы, потом ищем, привозим их издалека. Договоры, финансы, установка, у каждого механизма свои особенности. Приходится «выхаживать» наши аттракционы, настраивать их. А они сейчас все сложнее и сложнее. Конечно, к привезенным моделям повышенное внимание. Здесь есть личностный момент. Все равно окончательное право выбора за мной.

Но должен быть маркетинг, и мы понимаем, что главное – это положительные эмоции людей. У нас линейка достаточно большая. Некоторые аттракционы уникальны: например, Wave Blaster – единственная модель во всей Восточной Европе. Он будет еще дорабатываться и модернизироваться. Привезенные из Италии аттракционы включены в новый план реконструкции парка. Там есть сквозная идея, по которой все здания и сооружения будут разработаны на тему «Парк мира».

Можно о реконструкции парка подробнее?

– Мы создадим такую ситуацию, когда человек может увидеть разные культуры, которые могут не появиться в архитектуре города. Например, люди смогут здесь посетить итальянское, китайское или французское кафе (листает эскизные проекты – Авт.). Задача перед архитекторами – дать образ, дух, атмосферу других культур. У нас готова пока часть эскизов. И даже костюмы наших сотрудников отвечают общей идее: художники носят береты, наш шарманщик ходит в австрийской шляпе. И у него настоящая шарманка, единственная в городе.

Ремонт исторических памятников – ротонды, ограды – вы делаете за свой счет?

– Конечно. Они переданы нам в уставной капитал порядка 15 лет назад. Этот вопрос поднимался, рассматривался в судах. Собственность закреплена за предприятием, поэтому, безусловно, содержание этих памятников входит в наши обязанности.

Более 10 лет назад за счет бюджета города был проведен капитальный ремонт ротонды. Мы тоже ежегодно делаем освежающие работы. Ограда по Комсомольскому проспекту была передана нам в аварийном состоянии, и мы писали специальный акт, надеясь на содействие бюджета. По закону, организации, которые содержат исторические памятники, либо дотируются во всем мире, либо им дают льготы. Если вы приедете в европейское государство, то увидите подобные памятники в хорошем состоянии. Работают финансовые схемы. У нас пока этого нет. Но, тем не менее, мы выполняем данные функции. Частично ремонт ограды был проведен в позапрошлом году. Чугунные решетки менялись и изготавливались в Кунгуре.

Глава Перми планирует построить экстрим-парк. Как вы оцениваете эту затею? И где его лучше построить?

– Очень спокойно оцениваю подобный шаг. В городе живет почти миллион человек. Это очень разные люди. У них множество интересов по возрасту, семейному положению, полу. Поэтому создание в городе мини-парков возможно. Тем более, в отдаленных районах.

Как вы думаете, должен ли вход в главный парк города быть платным?

– «Билетная политика» сложилась около 15 лет назад. И смысл ее очень простой. В первую очередь – ограничить проход на территорию асоциальных личностей. Поскольку это сад, появление здесь наркоманов или пьяных недопустимо. Понимаете, когда в парк приходят такие люди, разрушается само понятие отдыха. Парк – это не та организация, которая помогает опустившемуся человеку. Администрация парка помогает детским домам. В прошлом году, в рамках социальной акции, мы пригласили в парк всех детей-сирот из детских домов города и дали им возможность вволю покататься на аттракционах.

Я могу сказать, что входная плата не формирует основных частей нашего бюджета. Это очень скромная лепта в доход парка. Я обращаюсь к посетителям с просьбой отнестись к парку с пониманием и терпением. Город огромный, и на нас ложится высокая рекреационная, а также экологическая нагрузка. Ведь рядом проложены магистрали, ходит огромное количество людей. В этом отношении все-таки нужно терпение. Для того чтобы сохранить первозданную экологическую обстановку в парке, его нельзя превращать в проходную улицу.

Сколько человек в день посещают парк?

– На большие праздники приходит несколько десятков тысяч. В обычный день – несколько тысяч. Но нужно разделять тех посетителей, которые платят и тех, кто проходит по льготам. У нас очень много льготников, пенсионеров, инвалидов, детей дошкольного возраста. Общая составляющая – около миллиона посетителей в год. По билетам же входит только половина. Соотношение примерно 60% на 40%.

Ваш совет директоров расширился – это как-то отразилось на работе парка имени Горького?

– Расширить совет директоров – это моя инициатива, чтобы там присутствовала большая часть администрации. В совете два представителя города: председатель комитета культуры Перми Алексей Родин и сотрудник департамента имущественных отношений. А также одно частное лицо.

Сколько сейчас процентов составляет доля администрации в ООО «Парк имени Горького»?

– 24%.

А у Вас есть акции?

– Нет.

Аренда увеличилась в 10 раз. Вы готовы платить такую сумму?

– Нет, мы не платим по такой цене. Свою правоту отстаиваем в судах. Они продолжаются до сих пор. У нас два дела по двум земельным участкам. По первому делу – аренде крупного участка – прошло уже два слушания. Решение суда оказалось в нашу пользу и вступило в законную силу. Сразу автоматически должен пройти суд по второму делу. Он пока приостановлен. Сейчас слово за городом – пойдет ли он в третью судебную инстанцию.

Я думаю, администрация не хочет разорить парк. Мы же здравомыслящие люди. Мне будет, наверно, по-человечески обидно за наших горожан, если администрация так относится к ним (не ко мне). Я думаю, к концу этого года суды закончатся.

Есть глубокое заблуждение, что наша земля – городская. На самом деле, под парком – земля федеральная, неразграниченная. Могу сказать, что сейчас федеральное законодательство сильно изменилось. В следующем году по новому закону аренда уменьшается примерно на 30%. Мы всегда платили – около миллиона рублей в год. Но даже федеральный закон говорит о том, что плату за аренду следует снизить. А нам же эту цифру город увеличил в 10 раз. И пытаются в суде доказать, что это справедливо. Это разве не абсурд? Администрация насчитала долгов в 20 с лишним миллионов рублей. То есть это несколько годовых бюджетов. Но выплата таких денег сразу приведет к банкротству. Если одновременно выплатить два годовых бюджета, как тогда платить за аренду сотрудникам парка?

Путь до руководителя парка был долог? Какие профессии вы сменили за свою жизнь?

– По специальности я инженер-механик. Работал на крупном промышленном предприятии, затем трудился строителем. Участвовал в строительстве жилого комплекса. Есть два высших образования. И сейчас учусь на МВА (мастер делового администрирования – Авт.).

Расскажите о своей семье…

– У меня четверо детей. Недавно родился внук, ему дали необычное имя – Дамир. Мне очень нравится.

Где вы путешествовали? Сравнивали наш парк с другими площадками?

– Я отношусь к путешествиям больше как к профессиональной обязанности, участвую в деловых поездках по ознакомлению. В прошлом году осенью мы совершили объезд ряда парков Екатеринбурга, Уфы, Казани, Набережных Челнов. И в каждом городе мы обнаружили свои достоинства. А в этом году я специально приехал в Москву, где тоже участвовал в деловом объезде парков и развлекательных центров. Я могу сказать, что у нас ситуация далека от идеала, но есть понимание, как нужно строить парк.

У вас вокруг так много фигурок слонов… Это ваше хобби?

– Нет, слоники – просто случайность. Кто-то подарил, потом я увидел другую фигурку… А вообще у меня другие интересы. Я участвовал в ралли. Есть у меня такое хобби, как спортивные велосипеды. Я регулярно и с большим удовольствием езжу. Серьезно увлекаюсь сноубордом и гоночными лыжами. Но я не считаю свои интересы экстримом. (Смеется.) Да, это эмоции. Да, я палец сломал. Но экстрим – это другое, парашюты, например.

И еще мне очень нравятся лошади. Езжу на них уже несколько лет. У меня шесть лошадей. В этом году мой конь Назарет занял второе место в России по конкуру, то есть прыжкам. Это отличное достижение для пермских лошадей.

Что вы цените в себе и в других людях?

В себе я уважаю такую черту, как спокойствие. В разных сферах жизни я обращаю внимание на разные стороны личности. Но, безусловно, порядочность для меня – самое главное. А на работе – конечно, профессионализм.

Какие фильмы смотрите и готовы пересмотреть много раз?

– Фильмы в основном смотрю такие же, как и все. Стараюсь с детьми почаще ходить в кинотеатр. Ну, а с удовольствием пересматриваю «Казино Рояль».

У вас есть любимый спектакль?

– Мне кажется, что сейчас мне была бы ближе хорошая опера. Есть музыка, которую я хорошо чувствую. Я человек постарше, и меня тянет в сторону The Roling Stones или The Beatles. Есть шедевры всех времен и народов. Хотя, на самом деле, я с удовольствием смотрю «Фабрику звезд». Пусть это и смешная вещь, но мне нравится. Потому что здесь играет молодость, мы видим, как стараются участники.

Вы занимаетесь общественной деятельностью?

– Очень много. Например, являюсь заместителем муфтия по строительству в региональном духовном управлении мусульман. Впереди год строительства мечетей. Мы, татары, жили на пермской земле всегда. И жили в мире. Но все-таки участки под строительство мечетей выделяются очень тяжело. К счастью, мы многого добились.

Во-вторых, нашими общими силами был создан некоммерческий фонд «Сибирская застава», который помогает развивать город и край. Например, в парк Красновишерска мы отправили наши аттракционы.

Главное достижение фонда – установка скульптуры «Пермяк соленые уши», которая участвовала в конкурсе в Каннах. И второй реализованный проект – памятник водопроводчику около Пушкинской бани. Оба проекта полюбились в городе, стали ближе к народу. Ведь не редкость, когда памятники поставили за огромные деньги, но их мало кто видел.

К юбилею города фондом была восстановлена стела Сибирской заставы. Ее единственную фотографию мы нашли в библиотеке Конгресса США.

Вы активно участвуете в строительстве мечетей. Это долг, благотворительность или…

– Я глубоко не задумывался. Есть разные этапы развития человека. И в определенный момент жизни приходит понимание, надо что-то оставить после себя.

Поступок, который изменил вашу жизнь?

– Они происходят каждый день. Потому что жизнь не стоит на месте.

Жить в гармонии с миром – это…

– Просто жить. Двигаться. Иметь цель. Не мешать жить другим.

Работа стала вашим домом? Не хотели бы построить домик в парке и жить здесь?

– Всегда шучу по этому поводу. Если меня не выгонят с работы, то у меня есть шанс быть счастливым пенсионером. У обычного пенсионера на старости есть дача, где он садит цветочки, а у меня будет возможность это делать в парке, размером с целый дачный кооператив.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем