Город Анна Мактас: «Йога — это внутренняя техника, в которой нужно работать»

Анна Мактас: «Йога — это внутренняя техника, в которой нужно работать»

Мы продолжаем серию публикаций о йоге. Наш собеседник — Анна Мактас, преподаватель йоги, автор первого интернет-проекта, который был призван объединить инструкторов йоги в Перми.

Анна практикует с 2000 года. Прошла обучение на курсах профессиональной переподготовки в Московской академии традиционных систем оздоровления по специализации Йогатерапия. Защитила диплом на тему Йогатерапия астмы. С 2011 года занимается разработкой и использованием методов работы с йога-качелями (гамаками) для реабилитации пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ЦНС. В частности, ДЦП. Мы решили взять интервью у Анны для нашего портала PRM.RU

Анна, вы одна из первых в Перми, кто начал собирать инструкторов по йоге в нашем городе в некое сообщество. Расскажите, как все начиналось?

— Все началось с появления сайта, это было связано с созданием йога-центров. Насколько я понимаю, центр Прана был первый в городе. Для его распространения был создан сайт, главная задача которого состояла в том, чтобы собрать людей, занимающихся йогой, в некое сообщество. То есть вообще заявить об этой теме в нашем городе. В 2006 году мы собрали нескольких инструкторов из разных мест и провели первую конференцию, чтобы познакомить всех со всеми, кто в этой теме. Я выступила организатором этого центра. У нас были залы по городу в разных районах. Преподаватели, которые участвовали в конференции, в свободное время занимались с людьми в рамках этого йога-центра. Это существовало около двух лет, потом я прекратила организаторскую работу, и с тех пор работаю как инструктор.

Для кого-то йога ? это просто мода, он приходит потому, что знакомые сказали, что йога ? это круто, кто-то ищет в йоге более глубокие вещи... Как инструктор может к этому относиться?

— На самом деле я пытаюсь относиться к этому индифферентно, инструктора это не должно волновать. То ли человек пришел поправить фигуру, то ли избавиться от бессонницы, то ли потому, что просто круто, в журнале прочитал ? не имеет значения. Самое главное, что человек пришел. С точки зрения индийской философии, на которой базируется философия йоги, с точки зрения концепции кармы, не важно, каким путем человека привело к этому событию. Просто ему по каким-то внутренним, неизвестным нам обстоятельствам сейчас, в этот момент, можно заниматься йогой, и я работаю с этим человеком. Думаю, что так делает большинство преподавателей. Вряд ли кто-то из преподавателей отметает человека потому, что он пришел только ради того, чтобы подтянуть ягодицы.

То есть если придет человек, не желающий воспринимать ничего из йоги помимо физических упражнений, вы принимаете его позицию?

— Мы даем человеку то, что мы ему можем дать. Это какие-то знания, когда мы видим, например, что человек готов их принять, мы пытаемся их передать. Либо попытаться снять ту проблему, которая у человека существует. И когда человек соприкоснулся с этой темой, он уже сам для себя чувствует и решает ? это мое или не мое.

На сегодня сложилось много различных направлений в йоге. Есть ли в этой тенденции какие-то подводные камни? Не теряет ли йога в глубине, когда становится модой?

— Для меня это совершенно естественный процесс. Он связан с тем, что сейчас идет волна моды на здоровый образ жизни. Проблемы урбанизации, того, что становится действительно бичом современного общества, заставляют людей задумываться о своем здоровье. На фоне популярности всяких эко-направлений вполне естественен подъем популярности йоги. Другой вопрос, что всегда во всех направлениях, связанных с духовными практиками, есть что-то наносное, связанное с модой, популярностью, ? то, что приходит и уходит. Но суть от этого у самой йоги никуда не девается, всегда остается то, что внутри.

Длительное время бытовало мнение, что те, кто занимаются йогой, это члены какой-то секты. В настоящий момент Вы с подобным сталкивались?

— Действительно, есть такие направления, которые вообще не имеют никакого отношения к классической индийской йоге и используют это название и его атрибуты в своих рекламных целях. Они нередко просто дискредитируют то, чем мы занимаемся. Люди приходят после таких направлений к нам в классы и, по сути, мы заниматься их реабилитацией. Есть какие-то определенные, скажем так, секты, которые используют психологическое давление, манипулятивные техники.

Почему, на Ваш взгляд, сегодня так много направлений в йоге?

— Много направлений ? значит много подходов, много взглядов на эту тему. А значит — больше выходов на людей. Люди с разным мировоззрением, с разными привычками и вкусами смогут воспринять много аспектов йоги, много граней одного камня, говоря образно. И через какую-то грань все равно кто-то сможет проникнуть внутрь. Если человек почувствует, что это его, он пойдет вглубь. Поэтому я не думаю, что это выхолащивает сущность йоги. Это внутренняя техника, поэтому в ней, за всей внешней мишурой, всегда должно присутствовать ядро. Если человек его почувствует, то вся эта реклама, картинки для него перестанут иметь значение, он будет заниматься сутью. Но если все останется на уровне картинок, ну, потребительский подход тоже имеет какое-то значение.

По статистике, которая указана еще в древних источниках по хатха-йоге, сказано, что из тысячи занимающихся один достигает просветления. Эта статистика актуальна до сих пор. Поэтому вопрос о рекламе занятий имеет достаточно большое значение. Поэтому и существуют все эти популяризированные направления, модные фишки, с помощью которых пытаются привлечь людей.

Насколько важна мотивация человека, который приходит на йогу впервые?

— После занятия он может просто повернуться и сказать: И это ваша йога? Но это ничего не значит. То есть, может быть, он просто не готов в данный момент к восприятию этой информации, этого знания ? не важно. Может, через месяц или два он придет к другому преподавателю, ему расскажут и покажут все то же самое, но другим языком и другой человек, или просто он будет готов к этому моменту, и тогда он скажет: Йога ? это классно, йога ? это замечательно. Для нас это не имеет значения. Если человек пришел, значит, ему надо попытаться дать то, что мы можем ему дать. Мы максимально честно выполняем свою работу ? вот и все. Если человек действительно почувствовал, что это его, пошел дальше по этому пути, ? это, конечно, бальзам на душу, мы будем работать дальше. То есть изначальная мотивация не принципиальна.

Как меняют человека занятия йогой, ведь йога ? это не простая гимнастика?

— Меняться изнутри ? это всегда тяжелая работа, и поэтому это подходит далеко не всем. Но йога ? это внутренняя техника, в которой нужно работать. Она состоит не только в совершенствовании движений тела, работа происходит на более тонком и глубоком уровне. И люди, которые занимаются более или менее значительный промежуток времени, все поголовно вам скажут, что у них происходят изменения в характере, в отношениях с окружающими людьми, в восприятии жизни, ? то есть человек реально меняется изнутри за счет практики.

Можно ли сказать, что люди ищут в йоге своего рода антидепрессант?

— В какой-то степени, да, йогу можно назвать наркотиком, потому что она так работает. Занимаясь, люди начинают чувствовать вкус к этому. Они в хорошем смысле подсаживаются на это. В любом случае люди будут искать выходы для стрессов, для каких-то телесных блоков и т. д. ? вариантов масса, но они могут быть социально деструктивными либо социально приемлемыми, и йога ? это прекрасный вариант последнего. 20 минут практики ? и уже вселенская любовь. Что может быть лучше?

Что испытывает человек, который только начинает заниматься йогой?

— Поначалу, когда человек только входит в эти темы, все хорошо. Практически любой человек, который начинает заниматься йогой, всегда чувствует улучшение здоровья, в большинстве случев ему будет лучше. Просто потому, что он начинает практиковать. Любое занятие будет приносить облегчение за счет того, что у современного человека неподвижный образ жизни, не двигаются суставы, нет никаких нагрузок — ни силовых, ни гибкостных. Но если речь идет о лечении каких-то уже серьезных заболеваний, прежде всего психо-соматического характера, то здесь практику надо индивидуализировать, подбирать конкретно для данного человека преподавателя, уровень нагрузок, классы практик и упражнений. Тогда практика йоги приобретает действительно лечебный эффект. Сравните с ЛФК: никто не будет отрицать эффекта работы от лечебной физкультуры. Работа в хатха-йоге примерно та же, но глубже, интересней, потому что в йоге, в отличие от физкультуры, идет работа и с дыханием, и с осознанием, и с концентрацией. То есть на занятии происходят осознанные движения. Мы не механически, а осознанно работаем с телом, в том числе с энергией.

И все же йога ? это не панацея?

— Регулярная, индивидуализированная, правильно подобранная практика действительно имеет целебный эффект. В том числе и при лечении серьезных заболеваний(есть такое направление работы, как йогатерапия). Но реальный (тот самый волшебный!) эффект от нее, как и от любого лекарства, может быть получен лишь при правильном дозированном применении. Т.е. в данном случае при ЕЖЕДНЕВНОЙ осознанной специально подобранной практике, направленной на исцеление от конкретного недуга.

Перспективы развития йоги... Как Вы думаете, за счет чего люди будут приходить к ней?

— Может быть, больше людей будет заниматься йогой именно за счет той самой моды, о которой я говорила. Это стало модно особенно в больших городах. В Москве и Санкт-Петербурге это весьма популярно. Образ и темпы жизни угнетают психику и разрушают здоровье большинства людей. Думаю, что на фоне гонки урбанизации у нас в Перми все равно пойдет увеличение интереса к техникам релаксации, снятия психического и эмоционального напряжения, физических недугов, и люди будут стремиться избавиться от тех болей, которые их преследуют.

А лично Ваши планы на будущее?

— Если говорить о каких-то особенных перспективах, которые лично мне были бы интересны... Я не знаю, возможно, это только мое мнение, но опять же на фоне популярности здорового образа жизни большое значение начнут приобретать направления, связанные с йогатерапией, с лечением людей методами хатха-йоги. Я сама занимаюсь таким направлением, и мне оно кажется перспективным, потому что когда я вижу людей, условно говоря здоровых, то я вижу их мотивацию. Как правило, от хорошей жизни в йогу люди не приходят. Всегда есть какая-то внутренняя проблема ? со здоровьем, с отношениями с людьми, с эмоциями. Есть такое расхожее мнение, что йога помогает от всего. Люди приходят со своими проблемами, и в этом случае у них уже совершенно иная мотивация. Инструктор должен быть готов к этому либо просто не браться за это, потому что практикой йоги можно как вылечить любую болезнь, так и приобрести любую болезнь, в частности, это касается дыхательных техник, пранаямы. Правильная, адекватная практика будет лечить болезни, а неправильная ? создавать дополнительные проблемы со здоровьем.

Анна Мактас

Занимается йогой с 2000 года, ведет занятия с 2004 года, имеет сертификат преподавателя хатха-йоги (Московский центр Аштанга-виньяса Йоги ? 2006). Автор первого интернет-проекта о йоге в Перми. Участник V Международной конференции журнала «Йога» (2008). Прошла обучение на курсах профессиональной переподготовки в Московской академии традиционных систем оздоровления по специализации Йогатерапия. Защитила диплом на тему Йогатерапия астмы.

Имеет опыт большой опыт работы с начинающими. Преподает по направлениям: Аштанга-виньяса-йога (динамическая практика, нанизанная на нить дыхания; традиционная последовательность асан); Йога сукшма-вьяяма (тонкие упражнения ? мощная суставная гимнастика на фоне дыхательных техник, эффект ? проработка всего тела от головы до пальцев ног).

Анна также ведет класс глубокой релаксации: медитации Йога-нидра и Циклическая медитация для освобождения блоков в теле и сознании и специальные группы (йога для беременных, для женщин старшего возраста, для детей и подростков, baby-yoga). Активно изучает йогатерапию (разработка индивидуальных комплексов практик йоги для профилактики и лечения различных заболеваний).

С 2011 года занимается разработкой и использованием методов работы с йога-качелями (гамаками) для реабилитации пациентов, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата и ЦНС. В частности, ДЦП. Анна также ведет занятия с беременными, с детьми. В планах — открытие специальной БЕСПЛАТНОЙ группы для подростков от 15 лет в рамках муниципального детского клуба. Она проводит регулярные семинары по йоге в воздухе (ближайший — в конце февраля).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем