Город Александр Нода: «О японских людях и душевой для собак»

Александр Нода: «О японских людях и душевой для собак»

В апреле этого года я исполнил свою давнюю мечту и посетил островную страну, где живет много моих однофамильцев. Это удивительные люди. Когда они слышат, что вы из России, их глаза становятся необыкновенно большими и круглыми. Как будто нет у нас общей границы. И понимаешь, что проблема Курильских островов имеет исключительно политическую, а не социальную окраску. Простые люди, живущие в стране восходящего солнца, являются главной достопримечательностью Японии.

Подобного искренне доброжелательного отношения к туристам я не встречал нигде. Ни в лояльно-прохладной Швеции, ни в педантично-вежливой Германии, ни в сказочно богатых ОАЭ, ни на свободных берегах Кубы вы не встретите такого искреннего настроя вам помочь со стороны местного населения. Природа происхождения данного «японского» феномена, возможно, связана с кармическими представлениями о жизни и правильной социализацией. Как социолог я поделюсь некоторыми наблюдениями над жизнью японцев.

В Японии вот уже более полувека воспитанием детей занимаются, как правило, мужчины. Повсеместно можно увидеть, как мужчины носят на руках детей, пеленают их в комнате отдыха, водят их по музеям и зоопаркам. Меня особенно шокировало, когда отец привел дочку лет пяти в мужской онсэн на помывку. Вы слышали, что японским детям все позволяют до пяти лет? Это неправда. Наставление производится мягче, неоднократно и настойчиво. Может, именно из-за мужского воспитания люди здесь вежливые и участливые.

В Токио действительно встречаются добровольные помощники. Если вы немного затормозили у карты метро или с растерянным видом разглядываете карту или автомат по продаже билетов, то тут же «нарисуется» молодой человек или девушка: «Can I help you?», которые вам, хоть и на плохом английском, но точно помогут. Добровольные помощники – это студенты, которые облегчают вам передвижение по городу. Они бесплатно проводят экскурсии в обмен на практику в английском языке. Одна такая студентка пыталась нам помочь, но уровень ее английского все-таки был слабее ее искреннего стремления помочь. Причем для общения она использовала свой смартфон, через который переводила с японского на английский фразы, которые хотела нам сказать. Но потом все-таки, рассыпаясь в извинениях, сказала, что «не сможет нам дальше помочь из-за своих плохих познаний в языке». Две японские студентки выручили и подвезли нас бесплатно на такси до станции и категорически отказались взять за проезд деньги.

Дама с собачками

Пытаясь с японского банкомата получить наличность через сберкарту, мы получили еще одну добровольную помощь. Немолодая женщина с двумя собачками, увидев мои безуспешные попытки уговорить банкомат, который понимал только на японском и корейском, решила мне помочь. Она вручила мне поводки своих собачек, взяла у меня сберкарту и сама пошла разбираться в банк. Через некоторое время она вернулась, сообщила, что наши карты не принимают. Но на этом бы закончилась помощь в любой цивилизованной стране. Но не в Японии. Старушка нарисовала нам карту на рекламном проспекте, как дойти до ближайшего банкомата АТМ, в котором принимают такой пластик. Неоднократно повторяла, как дойти и даже готова была проводить. Но мы вежливо отказались. У любого русского человека возникает неловкость, когда ему помогают так много.

Ответственная помощь

В Никко мы должны были попасть на водопады. Но ждали автобус, как оказалось, не с той стороны. В Японии движение правостороннее. Решили спросить помощи у местных. Пожилой мужчина вышел к нам навстречу. Показал две ближайших остановки, рассказал, сколько идти до каждой из них. Мы поблагодарили, но решили не ехать – опоздали. Поэтому мы пошли на остановку в обратную сторону. Увидев это метров за 200, мужчина, несмотря на возраст, побежал со всех ног к нам через дорогу, размахивая руками, мол, не та остановка. Мы сообщили ему, что «We change plans», – мы меняем планы – и он успокоился. Хотя искренне волновался, что посторонние люди сейчас уедут по его совету, но в противоположную сторону.

Короткой строкой некоторые наблюдаемые факты:
Поклоны. Сам видел как школьники прощаюсь друг с другом пятятся назад, продолжая кланяться. Но и ты сам, поддавшись социальному заражению очень быстро, начинаешь кланяется в ответ.

Общественные зонтики. Вы можете бесплатно воспользоваться зонтиком, перемещаясь от одного публичного места в другое. По количеству зонтиков у входа вы сразу можете понять, насколько популярно данное кафе или гостиница.

О неспособности сказать "нет". Аптекарь долго нас «мучил», пока не сказал, что он продаст нам это лекарство, если у нас будет на него рецепт, который несложно получить в больнице в двух шагах от аптеки. Наш бы просто сказал: «Без рецепта не продаем».

Активно рекламируется внутренний туризм. Процентов 15-20% плакатов в метро рассказывают о красотах и привлекательности местных туристических маршрутов. И японцы действительно предпочитают местные курорты, поскольку они действительно высокого качества с хорошим сервисом.

Пьяные. Молодые японцы активно напиваются в конце рабочей недели до состояния... «сильного алкогольного опьянения». Есть даже такие заведения со стоячими местами, чтобы пить, но не падать. К пьяным относятся без презрения. Видел, как таксист держал в руках пиджаки свои клиентов, пока они «раскрывали душу» прямо на мостовую. Однажды я, засмотревшись на карту в айпаде, сбил с ног пьяного молодого японца. Я догадываюсь, чем бы это закончилось в нашей стране, но в данном случае он меня отругал по-японски и пошел дальше.

Бомжи есть. Мы видели, как они утепляются газетами и ложатся спать в картонные домики. Но рядом с одним из таких домиков был припаркован велосипед.

Решение проблемы пробок довольно оригинальное. Автосалоны не продают автомобиль, если у вас нет в собственности парковочного машиноместа. Ну и конечно, мосты и трехуровневые развязки.

Отношение к истории и архитектуре. Японцы безжалостно сносят и строят очень быстро. Иногда восстанавливают из новых материалов тот же объект. Практически все памятники культуры восстановлены.

Город контрастов возник стихийно из-за уважения к частной собственности. Вы можете увидеть небоскребы, а между ними маленькую трехэтажку. Это потому что с собственниками просто пока не договорились. Они не пишут на стенах «Позор города», а ухаживают за своей собственностью. Так, владельцы животных имеют душевые для собак при входе в дом.

Уважается интеллектуальная собственность. На банке с йогуртом указано, кто автор закваски. А на ручке со встроенным ручным шредером обозначен номер патента.

Марлевые повязки. Оказывается, японцы носят марлевые повязки не из-за смога в городе. Воздух в промышленной Осаке чище, чем в Перми. Повязки им нужны, чтобы не заразить окружающих или не подхватить аллергию.

Политическая реклама тоже есть. Мы увидели простенькие плакаты и довольно многочисленные митинги, на которых политики занимаются просвещением населения.

Роботы повсюду. Сказать, что в Японии очень много автоматов, не сказать ничего. Они стараются автоматизировать абсолютно все покупки. А еще у них сохранились огромные залы с игровыми автоматами.

Японские таксисты очень плохо говорят по-английски. Но они могут оперативно организовать маленький таксосовет или обратиться за помощью в информационный центр. Все таксомоторы как близнецы, и у всех таксистов аккуратная форма. Надписи в формате комиксов понятны любому ребенку и иностранцу. Пора и нам проявлять креатив в информационных сообщениях.

Александр НОДА
Фото: Фото из личного архива автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем