Город Пермь может остаться без новостроек

Пермь может остаться без новостроек

Новые долгострои, пугающее число обманутых дольщиков и тысячи безработных специалистов строительной отрасли. Такие перспективы ждут российские города, если власти страны срочно не решат проблему, сложившуюся со страхованием ответственности по закону о долевом строительстве. Подробности – в материале Dom.59.ru.

Сегодня, 6 ноября, участники ассоциации «Пермские строители» рассказали на пресс-конференции о проблемах, сложившихся не только в Перми, но и по всей России. Напомним, что с 1 октября Центробанк РФ сначала сократил количество страховых компаний (которые могут страховать ответственность застройщиков по закону о долевом участии 214-ФЗ) до 16 штук. Позже список был расширен до 20. При этом до 1 октября страховало застройщиков почти 70 компаний. Изменение сначала застопорило продажи у застройщиков по всей стране, а сейчас грозит самыми печальными последствиями – в том числе и появлением новой волны «обманутых дольщиков». Причем законодательные изменения, которыми руководствовался при составления списка ЦБ РФ, наоборот, были направлены на защиту дольщиков – к страховым компаниям просто ужесточили требования.

Ужесточения требований к страховым компаниям в том числе следующие: теперь у них должны быть собственные средства в размере один миллиард рублей (ранее – 400 млн рублей). Уставной капитал – не менее 250 млн рублей. А также страховая компания должна быть финансово устойчивой. Но насколько компания надежная и не будет ли она исключена из-за этого пункта – предсказать сложно. При этом для страховой компании установлен лимит по страхованию на застройщика. А значит, крупным застройщикам нужно работать с большим количеством компаний, которого просто нет.

О том, почему коллапс на строительном рынке продолжается и может усугубиться, рассказал генеральный директор ОАО «СтройПанельКомплект», председатель совета ассоциации «Пермские строители» Виктор Суетин.

«Из 20 компаний в списке Центробанка 15 не занимаются страхованием застройщиков. Остается пять. Все российские застройщики к ним обращаются, они говорят: "Хорошо, мы рассмотрят заявку, но вы 825-е в очереди". Но, когда очередь до нас дойдет и страховка будет оформлена, никто не гарантирует, что эта страховая компания все еще будет в списке. У застройщиков есть три варианта привлечения денег на возведение объекта: это собственные средства, кредиты и деньги дольщиков. Но из-за затянувшегося кризиса собственных денег у застройщиков почти не осталось. Банки застройщиков почти не кредитуют. А если и кредитуют, то под очень высокие проценты. У нас оставался только вариант привлечения денег по 214-ФЗ. На "долевке" держится весь рынок. Но и этот единственный путь нам отрезали. Дело в том, что 90% покупателей используют ипотеку. А для перечисления денег застройщику банку нужен зарегистрированный в Регпалате договор долевого участия. А для регистрации нужен страховой полис. Страховки нет, и вся цепочка рушится», – отмечает Виктор Суетин.

При этом оставшиеся страховые компании в несколько раз повысили ставки – с 0,5% до минимум 1,5%. Альтернативный вариант – через общество взаимного страхования. Ставки там не ниже. Плюс в случае банкротства одного из застройщиков другим членам общества придется выполнять его обязательства. А если обанкротится крупный застройщик (как случилось с петербургским СУ-155, у которого осталось порядка 30 тысяч обманутых дольщиков), «взаимовыручка» может просто разорить остальные компании. Есть и третий вариант – банковская гарантия. Но, кроме выплат в 1,5–2%, в этом случае от застройщика требуется еще и имущественный залог. При этом имущество тоже придется страховать. Пока пермские застройщики выкручиваются, но долго это продолжаться не может.

«Совершенно не понимаю, что будет со строительным рынком дальше. Изменения делались для того, чтобы защитить дольщиков, но они, наоборот, ставят безопасность дольщиков под угрозу. Сейчас по всей стране компаниям будет крайне сложно достроить объекты, не говоря уже о том, чтобы не сорвать сроки. При этом ни ЦБ РФ, ни правительство не проявляют интереса к сложившейся ситуации», – отмечает Виктор Суетин. По его словам, от ассоциации «Пермские строители» были направлены десятки писем, в том числе в правительство РФ и в приемную президента. На краевом уровне о проблеме сообщили губернатору и главе правительства региона, но отклика пока нет.

По словам исполнительного директора ОАО «ПЗСП» Сергея Южакова, из-за резкого сокращения количества договоров долевого участия снижается выручка. А это значит, что денег на достройку уже проданных объектов почти нет. Приходится брать кредиты. «Мы находим решения и закончим начатые объекты, но точка в сложившейся ситуации не поставлена. Приходится играть в минус. Снижать объемы производства. Проблемы сказываются и на коллективе – сокращается количество рабочих мест. Новые объекты приходится начинать с осторожностью. Кроме того, страховые компании при переговорах смотрят на то, насколько готов объект. Многие готовы страховать лишь дома с 50%- или даже с 70%-ной готовностью Мы просто дойдем до точки, когда никто не будет строить», – поясняет Сергей Южаков.

Вслед за застройщиками проблемы испытывает и смежный бизнес – подрядчики, проектные организации, производители стройматериалов и отделочных материалов и так далее. Эксперты считают, что ситуация может привести не только к увеличению количества безработных. При этом сокращения и задержки в зарплате могут привести к протестным действиям со стороны рабочих. Об этом сообщил председатель пермской краевой организации Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ Григорий Алексеев. По его словам, в сфере строительства перед работниками уже есть задолженность по зарплате, причем она составляет примерно 80% от среднерыночной. Более 10 тысяч человек могут остаться без работы. По мнению Алексеева, если рабочие по всей России не начнут согласованно протестовать, проблема может оказаться со стороны властей не услышанной.

А регион может остаться без весомой суммы налогов. «В России этот кризис не первый, – говорит генеральный директор ОАО «Камская долина» Андрей Гладиков. – И мы привыкли ждать, что за подъемом в экономике будет спад, и строить для своих компаний как оптимистичные, так и пессимистичные прогнозы. Но, к сожалению, характерная черта российской действительности – у нас власть абсолютно отключена от представления о местных доходах. Вся строительная индустрия свой продукт формирует здесь, на месте – мы его создаем и продаем. Здесь мы платим налоги. И, наверное, власти нужно еще полгода, чтобы обнаружить снижение доходов (начиная от аренды земельных участков и заканчивая налогом на доходы физлиц), очнуться и сказать: "Что же у нас происходит?" Мы в ассоциации "Пермские строители" хотим обратить внимание на то, что уже сегодня это происходит и потом будет "поздно пить Боржоми"».

По данным заместителя генерального директора ОАО «Камская долина» Алевтины Романовой, за III квартал по сравнению со II кварталом количество зарегистрированных договоров долевого участие в Перми снизилось в шесть раз. А количество новых начатых в городе жилищных строек на 40% меньше чем в 2014 году – Пермь скатилась к уровню 2011–2012 года по этому показателю.

При этом в случае просрочки срока строительства на застройщика будут наложены штрафные санкции. А в текущей ситуации со сдачей в срок могут быть проблемы. Так, для проектов комплексной застройки есть и еще один проблемный закон, связанный с межеванием участка. Из-за него застройщикам приходится вводить дома в эксплуатацию через суд. В этом году, по прогнозам экспертов, в Перми не будет сдано 100 тысяч кв. м из заявленного плана в 380 тысяч «квадратов» – в основном это как раз комплексная застройка.

Пермские крупнейшие застройщики – ПЗСП, «СтройПанельКомплект» и «Камская долина» пообещали, что свои обязательства перед дольщиками они выполнят, несмотря на сложившуюся ситуацию.

Планировать в таких условиях активную работу с новыми проектами опасаются. Так, Виктор Суетин отметил, что в 2017 году он не планирует в данный момент сдачу объектов. «Все возводимые объекты будут завершены в 2015–2016 годах. Пусть дольщики не боятся. Но на 2017 год я раньше планировал 80 тыс. кв. м – сейчас ноль. Жизнь покажет, будем ли мы оставаться на рынке. Если ничего не изменится, то лучше в строительстве не участвовать».

При этом в Перми есть много небольших компаний с не таким большим опытом работы и возможностями для решения проблем. Есть риск, что, если со стороны властей федерального уровня никакие шаги по урегулированию ситуации и поддержке застройщиков не будут сделаны, у них не хватит средств для достройки объектов.

«Сейчас ситуация развивается не только против нас, но и против дольщиков, – отмечает Виктор Суетин. – Все зависит от того, насколько быстро будет принято решение со стороны федеральных властей по решению проблемы. Мелкие компании не имеют больших оборотных средств. Даже если они строят один дом – они же не только ради него пришли на рынок. Они хотят работать и дальше. Но если не будет дольщиков – бизнес не сможет просто так простаивать. Сначала начнутся долги по зарплате перед рабочими, потом начнутся проверки, заморозка счетов, выемка документов. Потом компания не сможет заплатить налоги. Дальше все покатится как снежный ком, и им будет уже совсем не до достройки объектов. Есть опасность, что в Перми у небольших компаний могут появиться долгострои. Но этого бы очень не хотелось. Поэтому решать проблему властям нужно очень быстро. Счет идет не на месяцы, а буквально на часы».

При этом эксперты отметили, что, несмотря на кризис, себестоимость новых проектов может возрасти. Так что через какое-то время мы можем получить не только крайне незначительное количество новостроек, но и высокую стоимость «квадрата» в них.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем