Все мы разговариваем на языке жестов, даже не осознавая этого. Наши глаза, руки, все тело дает собеседнику гораздо больше информации, чем мы предполагаем или чем мы порой хотели бы. Один выразительный взгляд подчас может сказать больше, чем сто слов, и не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы его понять. Автомобилисты тоже используют так называемые невербальные сигналы (выраженные без помощи слов), чтобы изъясняться между собой.
Возьмем, к примеру, сигналы регулировщика на перекрестке. По сути, это ведь тоже язык жестов. Большинство из этих сигналов такие простые, что понятны не только водителям, но и другим участникам движения, которые с правилами дорожного движения не знакомы. И это правильно: сигналы эти жизненно необходимы в условиях, когда водители находятся за пределами слышимости друг от друга… либо, когда одних слов явно недостаточно.
«Всегда использую язык жестов, – говорит водитель с 25-летним стажем Сергей П. – Так проще понимать друг друга на дороге. Слов не слышно, а жест поймешь всегда – хоть плохой, хоть хороший. Ну, вот, например, если ты решил повернуть, и тебе встречный моргнул – поворачивай смело».
Доподлинно неизвестно, кто первый додумался до такого рода общения между водителями. Однако каждый знает, что если тебе «подмигивают» встречные машины, значит, тебя ждет встреча с… «гаишником». Последнего пока не видно, но уже ждет тебя за ближайшим поворотом. Ответное «спасибо» выражается либо таким же коротким миганием, либо просто рукой, поднятой ладонью вперед.
«Предупрежден – значит вооружен», – гласит пословица. Именно с помощью жестов водители предупреждают друг друга о реальной опасности. На трассе, когда видимость ограничена (например, поворотом или дождем), а впереди авария, водители предупреждают об этом встречные машины более длительным включением фар дальнего света, чем о «засаде» машины ДПС.
На дороге встречаются и другие нестандартные ситуации. Такая, в частности: пробило колесо. Ну, опытный водитель, конечно же, почувствует это сразу: и по неровности движения автомобиля, и по тому, что машину начинает «вести» в сторону. Но если не заметил сам, всегда найдется тот, кто подскажет: посигналит и большим пальцем вниз «гладиаторский» жест покажет – «пробито».
Всем знакома картина «выходного дня» – длинная очередь машин, выстроившихся за фурой: скорость у «дальнобойщиков» не всегда крейсерская, а встречный поток плотный – проскочить вперед сложно, особенно, если обзор фурой и закрыт. В этом случае водитель автопоезда может сделать поистине царский жест, предупредив тебя об обстановке на «встречке» и позволив обогнать свою машину. Какой именно сигнал используется в этом случае, рассказывает Александр Б., работающий на перевозках новых автомобилей из Финляндии: «Если на трассе едешь за фурой и надо ее обогнать, то можно немного «высунувшись» показать свое намерение – включив «поворотник». «Водила» фуры увидел – отвечает тоже «поворотником»: правый значит «свободно, можешь обгонять»; если левый – то «не обгоняй, впереди помеха». Иногда сама фура идет на обгон или перестроение – мало ли что за препятствие впереди; так или иначе, но работающий левый сигнал – это все равно, что красный свет светофора для водителя автомобиля, идущего сзади.
Еще один предупреждающий знак у дальнобойщиков – менее распространенный, но довольно забавный: «Если ты за фурой едешь и видишь, что у него между колес застрял камень, то на обгоне сигналишь ему и фигу показываешь, – продолжает объяснения мой собеседник. – Если не новичок – поймет все правильно».
Жизнь сложна, и слов порой не хватает, чтобы выразить всю гамму чувств, переполняющих тебя… иногда не по своей воле. Хамов на дороге хватает, и надо быть очень терпимым к чужим недостаткам, чтобы не ответить грубостью на грубость. Но бывает – срываемся, грубим. Самое «деликатное» из всех слов, адресуемых друг другу разъяренными оппонентами – это «козел», а самый распространенный жест презрения – средний палец, поднятый вверх.
«Меня очень обижает, что водители-мужчины так себя ведут по-хамски на дороге, – сокрушается автоледи Анастасия И. – Мало того, что не пропустят, подрежут – еще и наорет иной «кавалер» такой, обматерит. Не всегда же женщина за рулем – чайник. Зачем так реагировать?!». Тут, кстати, стоит заметить: человек, имеющий чувство собственного достоинства, никогда не опустится до площадной брани и оскорбительных жестов. Лично я с большим вниманием отнесусь к замечанию именно такого оппонента, чем «важной» персоны за рулем крутой тачки с манерами уголовника, у которого все слова сложены в известную всем фигуру «пальцы веером».
Между тем, с помощью жестов выражаются не только негативные эмоции. Водители – народ такой же благодарный, как и вспыльчивый. И если вы оказали ему услугу – обязательно поблагодарит – миганием фар ли, кратковременным включением «аварийки» или просто наклоном головы. На самом деле это важно – чтобы тебя не просто понимали, но и благодарили.
Шоферские жесты касаются не только самих водителей. Они служат сигналом и для остальных участников движения – пешеходов в том числе. «Иногда пропускаешь пешеходов, а они не идут, боятся, – делится своими впечатлениями автолюбитель Владимир Е. – Машешь, машешь ему рукой – «проходи», а он стоит! Или, как в анекдоте: ты стоишь – и бабка стоит; ты поехал – и бабка побежала. Тебе наперерез!».
Конечно, водительский «специальный» слог не так богат как, например, язык жестов глухонемых, но понять его несложно. Так давайте же не будем глухи друг к другу на дороге! Давайте помогать друг другу и общаться только при помощи вежливых жестов!