Американское издание Motor Trend выяснило, какие водители раздражают на дорогах. Они составили рейтинг «напрягов», среди которых лидируют медленные автомобилисты – их назвали 43,5% опрошенных. Далее следуют водители, пишущие SMS и говорящие по мобильнику. После них – те, кто не включает поворотники и подрезают. И на последнем месте – водители, которые не поворачивают направо при красном сигнале светофора. Для России этот пункт неприменим, поскольку у нас такое правило не действует: в Штатах на некоторых перекрестках устанавливают светофоры со знаком-стрелкой, которая позволяет повернуть направо даже на запрещающий сигнал, если дорога пуста и движение безопасно. Мы опросили автовладельцев о раздражителях на дорогах и в итоге выяснили: самые частые возмутители спокойствия – это «лихие подрезатели» и наглые парковщики.
Количество машин растет, поэтому ситуация на дорогах постоянно накаляется. И кроме объективных вещей вроде ям на проезжей части, глобального дорожного строительства и пробок, масла в огонь подливают сами участники дорожного движения. На наш вопрос, что бесит в поведении водителей больше всего, многие называли наглое подрезание и перестроение без поворотников. Наравне с ними идут горе-парковщики.
«Преимущественно бесят те, кто внаглую перестраиваются. Напрягает, когда не соблюдают скорость потока и не дают обогнать, – говорит руководитель направления по работе с автосалонами лизинговой компании Иван Мальцев. – Все остальные пункты касаются парковщиков: тех, кто включает аварийку и останавливается где попало. Кто по-дурацки паркуется, занимая кучу места – и на стоянке, и на проезжей части. С парковочными местами и так туго. Если бы все с умом парковались, то всем бы места хватило».
К разряду тех, кто резко меняет полосу, я бы еще отнесла водителей, которые не выдерживают в пробке и выезжают на обочину или тротуар. А потом, объехав несколько автомобилей, начинают втискиваться в общий поток. Какой толк от таких маневров?
«Меня жутко бесят водители, выкатывающиеся на перекресток под «занавес» зеленого света в хвост пробке и перекрывающие движение в поперечном направлении, – считает автомобилист Василий Горбец. – От этого они ничего не выигрывают, поскольку все равно стоят весь цикл светофора, но зато блокируют пересекаемую улицу, и таким образом пробка разрастается в перпендикулярном направлении. Тут тоже находятся «умники», блокируют также другие улицы, и пробка растет, растет, растет... Из-за таких водителей каждая авария в городе блокирует целые районы».
Другие наши респонденты указали еще на один момент, который подтверждает нетерпимость водителей друг к другу. «Напрягает, когда ты выезжаешь из двора и пропускаешь машины, не рискуя быстро вылетать на дорогу, сзади кто-нибудь начинает сигналить, типа давай быстрей. И, пожалуй, такие больше всего раздражают. Раньше я сильно нервничала из-за этого, – рассказывает графический дизайнер-фрилансер Надежда Васильева. – Неприятно, когда «запирают» машину, если где-нибудь припаркуешься. Ждешь потом, когда вернется хозяин, а еще когда мусор выкидывают из окон. Ну и конечно, бесит, когда резко начинают парковаться у обочины, не показывая поворотник, или влезают перед тобой в пробке. Если попросят пустить, я всегда уступаю».
«Лично меня тоже раздражает наглость, хамство водителей и неуважение друг к другу. Я езжу на маленькой машине, и некоторые на здоровых внедорожниках вообще не принимают малолитражки за полноправных участников движения. Подрезают, не дают проехать, начинают мигать фарами, когда перестраиваешься в левый ряд, готовясь к повороту, – мол, уйди отсюда. Никакого уважения! – говорит менеджер туристической компании Елена Сазонова. – Еще меня раздражают троллейбусы или автобусы, которые начинают от остановок выезжать сразу на две полосы. Понятно, что это общественный транспорт, их нужно пропускать, но ведь они стартуют так резко, что не всегда успеешь затормозить... Про маршрутки, которые соперничают между собой, гоняют, лезут сразу в три ряда, я вообще не хочу говорить. Что касается «учебок», то я сама училась, поэтому особо не обращаю внимания. Правда, иногда они доставляют неудобства, если в час-пик едут по центральным магистралям или, наоборот, по загруженным небольшим улицам – тормозят весь поток».
Вырисовывается картина культуры поведения: общая проблема – это неуважение друг к другу. Именно поэтому в нашем рейтинге на первых местах пункты о резком перестроении и подрезании – просто это повсеместное явление. В американском опросе эти проблемы собрали по 10% голосов, что говорит о меньшей частоте подобных нарушений. Там как раз больше проблем доставляют медленные и аккуратные водители.
«Раздражает наглость, «быдлость» и несоблюдение элементарных правил, невнимательность, невежливость и невоспитанность, – говорит директор по маркетингу и рекламе автосалона «АВС-Моторс» Артем Харжанович. – Стоишь на красном, тут справа втискивается водитель на иномарке, правой рукой держа телефон, левой переключая передачи и этой же левой выкручивая руль. И еще выкрикивает нехорошие слова, мол, я же еще и не прав. Да таких примеров куча. Раньше автомобилей было меньше, сейчас они есть у каждого третьего, соответственно, за руль садятся люди, которые и в жизни не совсем адекватны. Да и, собственно говоря, женщины... С одной стороны они молодцы: в отличие от многих мужчин, все-таки пытаются соблюдать правила, но главное – не впадать в крайность. Когда вокруг поток едет 80-90 км/час, а она, как положено, 60, то и начинаются бессмысленные перестроения из полосы в полосу, чтобы объехать ее. В общем, если будет вежливость на дороге – будет все в порядке. Культура вождения на очень низком уровне: как крутить баранку – научили, а элементарным человеческим качествам – нет. Но это не проблема водителей как таковых, это проблема всего общества. Просто на водителях это видно лучше всего, так как пребывание за рулем – это стресс, напряжение и прочее».
А что или кто больше всего раздражает вас на дороге? Ждем комментариев. И напоследок – давайте жить дружно и вести за рулем себя так, как хотели бы, чтобы относились к вам.