Дороги Перми снова посыпают песком и технической солью. Автовладельцы и горожане против. Городские власти свой выбор объясняют дешевизной такого способа борьбы с гололедом. Какие есть альтернативы песку с солью, узнал корреспондент Auto.59.ru.
Минусов, как и плюсов, у песко-соляной смеси немало. К плюсам относится очень низкая цена реагента и простота использования. С другой стороны, песок с солью образует грязную кашу, которая отравляет жизнь пермякам не только зимой, но и в теплое время года. Когда снег тает, смесь остается на дорогах, превращаясь в тонны пыли: жителям первых этажей приходится очень нелегко. Не лучшим образом соль влияет и на автомобили. «От действия смеси страдают, в основном кузов, внутренние поверхности колесных арок и шины, – говорит специалист одного из пермских автосервисов Илья Скриванов. – Соль и лед покрывают кузов авто слой за слоем, пробираясь в мелкие царапины и микротрещины на лаке. Образуется благодатная почва для коррозии».
В качестве основного противогололедного средства в Москве для обработки проезжей части используется жидкий реагент ХКМ – раствор хлористого кальция модифицированного. По сравнению с технической солью, нормы расхода этого реагента в среднем на 30-40% ниже, при этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35 градусов по Цельсию, против 16 – у соли). Лабораторные исследования показали, что ХКМ не только расплавляет лед, но и улучшают состояние почвы: кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом удобряет ее. Однако, у такого реагента есть существенный недостаток – непродолжительный срок действия: около 3 часов. Таким образом, дороги приходится обрабатывать несколько раз в сутки.
Есть ли альтернативы применению реагентов, которые вредно воздействуют на городское пространство и горожан? Давайте посмотрим, как с гололедом борются в других странах.
Интересное решение придумали дорожники скандинавских стран. В Финляндии, Швеции и Дании на дороге оставляют тонкий, в два-три сантиметра, слой снега. Сверху коммунальщики насыпают гранитную или мраморную крошку и плотно укатывают. В некоторых случаях на поверхность дороги выливают специальную смесь из воды и щебня. В результате образуется покрытие, напоминающее наждачку – сцепные свойства у него превосходные. Весной каменную крошку собирают специальной техникой и используют ее в следующем году.
В Норвегии пошли еще дальше. Проектировщики специально прокладывают большинство теплотрасс под поверхностью дорог. Получается, что дорожное покрытие в Норвегии «с подогревом», и лед на нем не образуется. Также там придумали поливать асфальт горячей водой с песком. Горячая вода растапливает лед со снегом, песок просачивается до дорожного покрытия, и когда это все застывает, дорога, опять же, становится «наждачной».
Иногда спасти город от гололеда помогала человеческая смекалка. Так, в американском городе Энкени, штат Айова, несколько дней подряд шел сильный снегопад. Реагенты подходили к концу, а городские власти не в состоянии были наладить поставки новых. Спасла ситуацию местная компания-производитель сухих приправ. На ее складах оставался резерв просроченной чесночной соли. Совершенно безвозмездно компания совместно с коммунальщиками посыпала дороги города чесночной приправой – оказалось, она может справиться со льдом намного лучше дорогих реагентов.
А в Ярославской области с 2007 года дороги поливают минеральной водой, которую добывают неподалеку из скважины. Вода для употребления не пригодна, содержание солей в ней слишком высокое. Зато растапливают снег эти соли «на ура». В поливальные машины заливается обычная минеральная вода из скважины, без каких-либо примесей или химии. В итоге – дороги чистые, да и вреда ни для пешеходов, ни для машин и дорог нет.
Так может хватить превращать дороги и улицы в грязную кашу из соли и песка?