Большинство из нас попадает в дорожные пробки ежедневно. Помимо утреннего часа пик, когда заторы возникают по причине большого автотрафика, одной из основных причин пробок являются ДТП. Самый плохой сценарий – авария во время утреннего или вечернего паломничества горожан на работу и домой. Могут ли сами пермяки облегчить жизнь себе и другим водителям или разбор каждого мелкого ДТП – занятие исключительно Госавтоинспекции – в материале Auto.59.ru.
За простой трамваев по причине ДТП на трамвайных путях в прошлом году Горэлектротранс взыскал с виновников 800 тысяч рублей. Эта цифра сложилась путем расчета убытков за блокировку движения подвижного состава. Но убытки обычных граждан, которые вынуждены тратить драгоценное время в пробках из-за мелких ДТП, не считал никто. Максимум, что ждет незадачливого водителя, ожидающего прибытие экипажа ДПС, чтобы оценить царапину на бампере своего «Логана», – это гневные взгляды проезжающих мимо граждан.
Реформа ОСАГО с каждым годом приближает нас к цивилизованному автомобильному сообществу, однако сами автолюбители сопротивляются этому изо всех сил. Не помогло даже то, что все водители трамваев теперь могут полноценно заменить аварийных комиссаров. Граждане предпочитают стоять до победного, доверяя оформление своей неприятности исключительно людям в форме.
Вторым «тормозом» в этом деле выступают страховые компании. Страховщики подозревают в мошенничестве каждого, кто посмел обратиться за выплатой в кассу. Впрочем, опасения старховщиков могут быть поняты – в России полно талантливых людей, использующих ОСАГО для личного обогащения. Поэтому сумма к выплате по ДТП, оформленному без полиции, долгое время составляла лишь 25 тысяч рублей. Теперь эта сумма увеличена в двое – 50 тысяч. И согласитесь, довольно трудно найти автомобиль, у которого бампер или зеркало, а равно полировка мелких царапин, не уложится в эту сумму.
Все слухи о том, что страховые компании теперь платят по Европротоколу аж по 400 тысяч, сильно преувеличены. На сегодняшний день эта норма работает только в Москве, но для получения выплаты владельцам придется использовать при оформлении ДТП высокотехнологичные гаджеты, позволяющие записывать «некорректируемую» информацию с использованием систем ГЛОНАСС. Где найти такие приборы и как они выглядят, до сих пор никто не знает.
Поэтому стоит подробнее остановиться на самых распространенных случаях. Идеальное поведение водителей после ДТП, по мнению тех, кто принимал закон об ОСАГО и Европротоколе, выглядит следующим образом:
в ДТП участвовало не более двух автомобилей, пострадавших нет;
участники пришли к согласию по оценке обстоятельств виновности в ДТП на месте происшествия, а также не сомневаются в взаимной трезвости;
сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей;
полисы ОСАГО оформлены после 14 ноября 2014 года;
водители заполнили извещение о ДТП, корректно составили схему, приложили к извещению фото/видео материалы с места аварии;
подали все документы в свои страховые компании в течении пяти суток с момента происшествия.
«Мы только приветствуем граждан, которые пользуются своим правом самостоятельно оформлять дорожные происшествия, – прокомментировал нам начальник отделения пропаганды ГИБДД по городу Пермь Андрей Нижегородов. – В утренние и вечерние часы пик у инспекторов и так хватает работы. Выезжать мгновенно на место мелких ДТП у них нет возможности. И даже если у водителей есть сомнения в том, что страховая компания примет собственноручное извещение о ДТП, – все равно стоит заполнить его самостоятельно. В случае отказа в приеме извещения с тем же набором документов можно обратиться в ГИБДД того района, где произошло ДТП и получить требуемую справку от инспектора. Главное, не затягивать со сроками».
Ярким доказательством того, что при желании можно заставить закон работать удобным для простых граждан образом, является наличие аварийных комиссаров. Нигде нет определения, кто такой аварийный комиссар и какие у него полномочия. По сути, это просто человек, хорошо знакомый с ПДД, умеющий грамотно писать и читать, и приезжающий на место аварии, чтобы за вас заполнить извещение о ДТП. Помимо вышеперечисленных навыков комиссар также оказывает консультации – о страховых компаниях и адресах отделений Госавтоинспекции, куда предлагает проследовать для получения справки о ДТП. Оплату, как правило, требуют на месте, и на сегодняшний день средний чек на услуги этих специалистов составляет одну тысячу рублей. «Наша организация работает уже несколько лет, и с каждым годом работы становится больше, – рассказал нам аварийный комиссар со стажем Анатолий Манн. – Самая главная причина, по которой люди нам доверяют, – это оперативность. Если среднее время прибытия полиции составляет от трех часов, то мы приезжаем за 10-15 минут. Ну, и опыт позволяет нам тратить на оформление ДТП минимум времени. Мы уже сталкивались со всеми нюансами работы страховых компаний и точно знаем, как именно нужно заполнить извещение, чтобы страховая компания не отказала в приеме документов».
По словам Анатолия, в функциях аварийного комиссара нет ни одного пункта, который бы не был вправе выполнить непосредственный участник столкновения. И даже если вы сомневаетесь, что ущерб уложится в заявленный лимит 50 тысяч рублей – никто не запрещает вам проехать в отделение и получить справку от инспектора ДПС, в которой будет подтвержден сам факт происшествия, обстоятельства и степень вины каждого участника. В таком случае вы уже можете рассчитывать на весь объем выплаты, указанный в полисе ОСАГО.
И напоследок еще один «бонус» от самостоятельного оформления ДТП, который редко указывается в официальных источниках. Если один из участников признал за собой вину в ДТП и вы заполнили все извещения, то вы экономите не только время на ожидание полиции и стоимость услуг аварийного комиссара. Экономия будет также и на штрафе, так как сотрудники полиции даже не будут в курсе происшествия, соответственно, никто вам его не выпишет. Также не стоит особо переживать, что вы по ошибке признали вину – страховые компании очень скрупулезно отнесутся к разбору вашего инцидента, чтобы случайно не выплатить деньги виновнику ДТП. Поэтому чем больше фото/видео материалов вы приложите к извещению и чем точнее составите схему происшествия, тем меньше проблем у вас возникнет.
Знание закона и умение им правильно пользоваться редко были свойственны основной массе водителей. Но похоже, что настало время, когда в автошколах вместо психологии стоит начать изучать самостоятельное оформление ДТП, а водителям со стажем чаще напоминать о их правах. Сэкономленные для вас лично пару часов на самом деле будут сотнями часов для всех, кто вынужден стоять в пробке из-за вашего ДТП.