Сеть зарядок для электромобилей, услуги по аренде автомобилей и прочие новшества не торопятся появляться в Перми. Эксперты утверждают: город еще очень долго будет в «каменном веке». Так ли это на самом деле, в материале Auto.59.ru.
Аренда авто на полчаса. Убьет такси или избавит город от пробок?
Во всем мире, а с недавнего времени и в столичных городах России появился сервис «Каршеринг». Суть проекта заключается в том, что по всему городу на бесплатных стоянках расставлены автомобили, которые любой желающий может взять на любое время. Правда для того, чтобы начать пользоваться услугой – необходимо заранее заключить договор с компанией и пополнить свой счет в системе. После всех процедур с помощью мобильного приложения вы сможете найти ближайшую к вам машину и забронировать ее. Как только вы приблизитесь к автомобилю его двери откроются, а в замке зажигания вы обнаружите ключи. Совершив поездку вы также оставляете машину на любой стоянке и закрываете ее с помощью того же мобильного приложения. Сумма за услугу будет списана с вашего счета.
«Идея вполне рабочая, так как это крайне удобно для клиента, – считает владелец салона по прокату автомобилей Николай Кузнецов. – Только вот, исходя из менталитета наших граждан, сразу возникает риск лишиться всего автопарка буквально в первые же дни. Мы пока не планируем заниматься этим, так как пока только в Москве и Санкт-Петербурге у компаний есть достаточная техническая база для того, чтобы предотвратить угон своих машин. Это слишком сложно и не думаю, что в ближайшее время кто-то рискнет выйти на пермский рынок с подобным предложением».
Опыт Москвы и Европы говорит о том, что каждый автомобиль «на час» может избавить от необходимости использовать собственный транспорт примерно десять человек в сутки. А развитая сеть каршеринга может существенно снизить напряженность с транспортом в часы пик. Являясь альтернативой такси, услуга может иметь большой спрос, так как не всех устраивает как и на чем их возят таксисты. При этом каршеринг не будет отнимать значительное количество клиентов у служб такси, ведь не у всех есть водительское удостоверение и желание самостоятельно управлять автомобилем.
Таким образом единственная проблема, с которой столкнутся разработчики мобильного приложения и инвесторы, готовые вкладываться в высокотехнологичные инновации – не готовность Перми принять такой вид сервиса.
Сеть зарядных станций для электромобилей
Каждый, кто следит за новинками автоиндустрии, наверняка в курсе про активно развивающиеся технологии в мире электрокаров. Самым ярким представителем автомобилей будущего является, бесспорно, «Тесла». Многие пермяки видели на городских улицах уже первые экземпляры этих «гаджетов» на колесах, однако широкого развития они до сих пор получить не могут. Хотя их стоимость сопоставима с большим количеством престижных седанов и внедорожников, коих в Перми несколько тысяч и число их только растет, несмотря на кризис.
Возможно дело в отсутствии на территории России официального дилера и все автомобили попадают в страну по серым схемам. Хотя когда отсутствие дилера останавливало нас от покупки желаемого автомобиля? Тем более теперь пошлины на ввоз электромобилей практически нулевые и цена стала конкурентноспособной. Или же дело в отсутствии сервисных центров по ремонту «Теслы» и других марок?
«Мифов о «Тесле» я наслушался столько, что иногда даже самому не верится, что осмелился купить такую машину, – делится впечатлениями пермский совладелец «Теслы» Александр Шаврин. – По поводу сервиса. А что там, собственно, ремонтировать? Обычного двигателя нет, коробки передач и трансмиссии тоже нет, система охлаждения, смазки и прочее отсутствует. Остается только батарея, на которую компания дает гарантию в восемь лет и подвеска, большинство элементов из которой от обычного «мерседеса». Заряжать автомобиль достаточно раз в сутки дома. Это если у вас суточный пробег от 200 километров и выше, поэтому отсутствие зарядных станций меня не напрягает» (более подробный материал о пермской «Тесла» читайте в ближайшем тест-драйве. – Прим. ред.).
По словам Александра, если торговые центры и стоянки у офисных зданий были бы оборудованы розетками для зарядки – желающих купить элетроавтомобиль стало бы намного больше. И это касается не только «Теслы», которой как раз и не очень нужна розетка на каждом углу, а о более дешевых и массовых автомобилях. У них запас хода редко превышает 100 километров, но и цена на них на порядок ниже. Причем сама зарядная станция почти ничего не стоит – все, что требуется, это хотя бы 20-30 ампер зарядного тока.
И опять все упирается в менталитет людей. Только в этот раз оказались не готовы принять новые технологии власти и бизнес. Пока в Перми не будет развита сеть зарядных станций и не будет облегчена процедура получения разрешения на использование высокомощных линий частными лицами – мы так и будем покупать автомобили прошлого века и сжигать в них тонны бензина.
В Европе, на опыт которой так любят ссылаться чиновники всех уровней, между тем власти активно вкладываются в развитие сети зарядных станций. Электромобилям разрешили въезжать в платные зоны, бесплатно парковаться где угодно и ездить по выделенным полосам. И все потому, что там реально понимают пользу от автомобилей с нулевым выхлопом для экологии мегаполисов. Впрочем упрощение таможенных процедур при ввозе электромобилей в Россию, можно воспринимать как первые шаги в этом направлении.
Интеллектуальные системы управления движением
В этом плане Пермь наиболее быстро приближает будущее. Город уже накрыт плотной сетью камер наблюдения, а многие светофорные объекты имеют дистанционное управление. Имея технологический фундамент, в Перми до сих регулярно возникают пробки, просто из-за неверно настроенных светофоров.
К примеру, в Токио всем дорожным движением управляет диспетчерский центр, в штате которого всего 5 человек. Система развита и настроена таким образом, что в случае ДТП потоки транспорта тут же будут перенаправлены по объездным путям. В Перми такое будущее пока не наступило и наступит еще не скоро. Но уже существующая сеть камер и удаленно управляемых светофоров при желании вполне может позволить более эффективно управлять дорожным движением.
Если объединить эту сеть с онлайн-сервисами мониторинга пробок, то все приложения, которые позволяют отследить затруднения в движении, начнут, наконец-то, работать адекватно.
Фотовидеофиксация нарушений
Парковка на автобусных полосах, не адекватное поведение за рулем и грубые нарушения ПДД – все это напрямую влияет на дорожное движение в Перми и его безопасность. Причем уже сегодня во многих городах России существует практика установки мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений.
Камеры устанавливаются водителям общественного транспорта и фиксируют все нарушения соседей по потоку автобусов. В той же Москве по зонам платной парковки курсируют специально оборудованные автомобили, выявляющие любителей халявы и замазанные грязью номера. Таким образом водитель, который намерен слегка «похулиганить» лишний раз подумает. Думаю нет нужды уточнять, что наличие всего нескольких десятков мобильных камер будет весьма действенным дисциплинирующим фактором. А о том, что штрафующие комплексы отбивают свою стоимость в первые же несколько месяцев – говорят даже в Пермской дирекции дорожного движения, в чьей компетенции и находятся все камеры города.
И проблема опять же в региональных властях. «Мы можем лишь ходатайствовать об установке дополнительных камер, – прокомментировал начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис. – Но в бюджете края не предусмотрены средства на развитие сети дорожных камер на ближайшие годы. Хотя статистика показывает на существенное снижение аварийности в местах установки таких объектов. Тут важно понимать, что камеры устанавливаются не для зарабатывания денег, а в первую очередь для повышения безопасности движения в самых проблемных местах».
Вот и получается – чтобы запустить технологии остается лишь проявить инициативу. Как мы знаем, с этим в нашей бюрократической машине всегда были большие проблемы. Изменение менталитета граждан стоит ожидать только вслед за развитием технологий и услуг. А пока мы продолжаем жить в городе с миллионным населением, без метро, без развитой сферы услуг и с полным бардаком на дорогах.