У каждого пермского автолюбителя существует свое объяснение пробкам в городе. Чаще всего это огромное количество транспорта, узкие улочки и отсутствие достаточного количества мест для парковки. Лишь изредка водители признают, что порой и сами являются причиной возникновения дорожного затора. Корреспонденты Auto.59.ru проанализировали типичное поведение пермяков за рулем и составили рейтинг причин возникновения пробок.
Светофор же зеленый!
В утренние и вечерние часы проехать с ветерком по Компросу можно, разве что, используя автобусную полосу. И даже нарушая ПДД не каждому отчаянному водиле удается это сделать – слишком много таких же хитрецов, как он. Количество транспорта на самом деле велико, но не всегда именно этот фактор определяет трудности с движением.
Наверняка каждый из нас хоть раз наблюдал ситуацию, когда, подъехав к перекрестку с улицей Революции, не удается продолжить движение, так как поток в сторону Сибирской полностью перекрывает все полосы Компроса. Наши коллеги-автолюбители, двигаясь со стороны автовокзала, переоценивают пропускную способность этой развязки и надеются успеть проскочить перекресток за 30 секунд, пока горит зеленый сигнал. К сожалению, этот фокус дается далеко не всем. И весь перекресток «встает» сразу после включения разрешающего сигнала для Комсомольского проспекта.
На тех, кто перекрыл движение, не действуют ни рассерженные гудки от других водителей, ни тот факт, что они в данный момент нарушают ПДД. Они продолжают сидеть с каменным лицом за рулем своих автомобилей. Ну или на пару сантиметров ближе прижимаются к впереди стоящим собратьям. Благодаря такому поведению пробка по Компросу собирается вплоть до Екатерининской, хотя выше по проспекту движение абсолютно свободно.
Соответственно те, кто двигается со стороны Сибирской и намерены повернуть вверх по Комсомольскому, также не могут проехать, собирая за собой пробку до Средней дамбы. Ситуация развивается как снежный ком. Один лишь перекресток парализует движение на несколько кварталов вокруг.
Очень трудно, сидя за рулем своего автомобиля, объяснить перекрывшему водителю – раз уж так получилось и вы перекрыли движение, то не нужно стоять дальше, усугубляя ситуацию. Если у вас проблемы с прогнозированием дорожного движения, и вы понимаете, что минимум один цикл светофора придется стоять на месте – выверните руль и езжайте вверх по Компросу – развернувшись, можно проехать участок гораздо быстрее. Но перспектива проехать лишние 200 метров пугает намного больше, чем быть объектом ненависти сотен автомобилистов.
Отдельные слова «благодарности» следует сказать водителям автобусов. И даже не за то, что, имея собственные выделенные полосы для движения, они занимают своими тушами всю доступную ширину дороги. И не за то, что иногда они поворачивают перед ЦУМом с крайней правой полосы, хоть и изрядно пугают такими маневрами. Мы все понимаем – график, не до конца продуманные маршрут и полосы, конкуренция. Но когда они за 3 секунды до окончания зеленого вдруг решают выползти на перекресток и утыкаются в еле втиснувшегося секундой ранее своего коллегу, перекрыв начисто все движение, это уже за гранью понимания.
Причем в последнее время такое поведение наблюдается не только у водителей больших автобусов, но и троллейбусов, и даже трамваев. Типичный пример такого вождения можно ежедневно наблюдать на улице Пушкина.
ПДД. Пункт 13.2.
Запрещается выезжать на перекрёсток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
Штраф: 1000 рублей.
Поворот потока в одну полосу
Излюбленная техника проезда перекрестков – поворот из средней полосы, минуя длинную очередь из поворачивающих по правилам. Опять многострадальный Комсомольский проспект и любимые водители общественного транспорта. Разметка и знаки, предписывающие движение по полосам, давно игнорируются всеми. Все знают, что повороты с Компроса разрешены почти везде только с крайних полос, но на деле поворачивают с двух, а то и с трех.
Как следствие те, кто едут прямо – начинают перестраиваться в крайние полосы, зачастую создавая аварийные ситуации. И опять наибольшие проблемы наблюдаются в районе улицы Пушкина и Екатерининской. Возможно идея с запретом левых поворотов и помогла бы, но судя по Чкаловской дамбе – это будет игнорироваться.
И снова – нежелание проехать лишнюю сотню метров и объехать затрудненный перекресток – рождает коллапс. Точнее усугубляет, так как проблема с узкими улицами и огромным числом автомобилей никуда не делась.
Бросим якорь здесь
Ежедневно проезжая центр города в 7:40, на самой грани свободного движения и зарождающихся заторов, автор этих строк часто наблюдает причины этих самых пробок. И ни одного объяснения, кроме отвратительного поведения самих водителей, найти невозможно.
Повернув с улицы Попова на Петропавловскую в это время суток первые затруднения встречаются ближе к Комсомольскому проспекту. Буквально сегодня утром, следуя за барышней на серебристом «Солярисе» мне пришлось резко перестраиваться в средний ряд, так как дама решила остановиться прямо на полосе, и включив аварийку пойти по своим делам. Справа перед ней было целых четыре свободных парковочных места, но в Перми включенная аварийная сигнализация, по видимому, освобождает от всех правил и позволяет парковаться в любом месте.
Само собой меня почти сразу пропустили в средний ряд, но для этого водителю «Туарега» пришлось притормозить. А за ним пошла цепная реакция – все начали замедляться, а через 6-7 машин и вовсе останавливаться. Итог – здравствуй пробка до Куйбышева. Хотя еще минут 20 здесь можно было бы вполне свободно двигаться.
Там уже зеленый?
Благодаря тому, что подавляющее большинство светофоров в городе оборудованы таймером с обратным отсчетом можно заранее приготовиться к началу движения. Но далеко не все пользуются этой шикарной возможностью.
К примеру, подъехав седьмым или восьмым в очередь на Крупской перед перекрестком с Уральской нет ни какого шанса, что за 35 секунд, которые для вас будет гореть зеленый, вы успеете проехать светофор. Возникает подозрение, что значение скорости света сильно преувеличено, так как водители начинают движение с интервалом в 2-3 секунды. Как следствие – в районе улицы Ким водители начинают трогаться когда сам светофор уже давно горит красным.
Вместо того, чтобы за пару мгновений до разрешающего сигнала включить первую передачу или поставить селектор в положение D, а после включения более или менее синхронно, но двигаться, ряд начинает растягиваться. И за один цикл светофора проезжает гораздо меньше транспорта, чем теоретически могло бы.
Не по обочине, так по дворам
Увидев конец затора на Вышке-1 или на любом другом проблемном участке самые умные тут же ныряют во дворы, а потом с жалобным видом вклиниваются в самое начало пробки, считая себя невероятными асами. И самое удивительное – это то, с какой готовностью наглецов пускают в ряд те, кто честно выстоял всю пробку. И все прекрасно понимают, что это лишь увеличивает пробку, но одни продолжают объезжать, а другие пускать. (Правда на одной из второстепенок там живет, например, наш главный редактор, которому в числе прочих жителей Вышки-1, тоже нужно ехать. Но как отличить жителя микрорайона от «хитреца-объездуна» – непонятно).
У этого феномена тотальной вежливости есть и иное объяснение. Частично оно изложено в п. 4 – водители, которые лезут в объезд и надеются втиснуться в пробку, осведомлены о манере езды пермяков. Они знают, что все равно найдется тот, кто не успеет включить передачу и тронуться вслед за предыдущей машиной. Просить пустить чаще всего даже не требуется – интервал между автомобилями и так достаточно широкий.
Попробуйте проделать такой же фокус, например, в Москве – устанете ждать, пока «дырка» между машинами позволит вам продолжить движение в желаемой полосе. А на просьбу пропустить среагирует, скорее всего, какой-нибудь иногородний турист, и то не факт. Движение в столице очень быстро дисциплинирует, и излишняя вежливость исчезает после первой же пробки.
Да, в Перми, по сути, нет цивилизованных парковок, которых бы хватило на всех. А улицы наши спроектированы еще для гужевого транспорта, как по ширине, так и по удобству передвижения. Да и автомобилей пермяки покупают огромное количество – глупо с этим спорить. Но списывать все проблемы исключительно на эти причины будет не совсем справедливо. На самих водителей тоже не честно будет возлагать ответственность – как приучили, так и ездят. Получается, что виноваты автошколы? Может быть стоит ввести такое понятие, как автомобильная этика, которая бы включала в себя не только мигание аварийкой и дальним светом, а еще и поведение в городской среде.