Изучение статистики ДТП показывает, что среди факторов, отвлекающих внимание водителя от управления автомобилем, разговор по мобильному телефону занимает не первое место. Корреспонденты Auto.59.ru, основываясь на информации от страховщиков и ГИБДД, составили собственный рейтинг самых рискованных занятий, совмещаемых с вождением.
Помеха справа
Речь идет вовсе не о правилах проезда перекрестков. Именно сидящий справа пассажир, а чаще всего пассажирка, зачастую прилагают максимум усилий для отвлечения водителя от дороги. Причем пассажиры, сидящие сзади, представляют меньшую опасность, считают специалисты. «Если пассажир на переднем сидении слишком эмоционально начинает что-либо рассказывать, то водитель, увлекшись диалогом, может полностью переключить свое внимание на рассказчика, – считает психолог Мария Сарсадских. – Мало того, что на дорогу водитель будет смотреть гораздо реже, чем на спутницу, так еще добавится и жестикуляция, что тоже не будет благоприятно влиять на безопасность поездки. Пассажир на заднем ряду для такого же эффекта должен будет приложить больше усилий, ведь водителю оборачиваться или постоянно смотреть в маленькое зеркало заднего вида гораздо менее удобно».
Помимо очаровательных спутниц или излишне эмоциональных попутчиков, на роль «помехи справа» отлично подходят:
дети в детских креслах, установленных на переднем сидении,
домашние животные, вне зависимости от способа их перевозки,
плохо закрепленный багаж. Если вы потянетесь поднимать упавшую с переднего сидения на грязный коврик новую белоснежную сумочку, то помимо полной потери видимости можно еще и случайно увести руль (в 2014 году именно из-за упавших сумок на дорогах страны было 14 ДТП, 2 с летальным исходом. – Прим. ред.)
Мобильные гаджеты
Мы уже обсуждали инициативу полного запрета всех гаджетов за рулем. И пришли к выводу, что сами разговоры по телефону составляют лишь малую долю от всех ДТП по вине цифровых помощников. Когда водитель разговаривает по телефону, вне зависимости от использования гарнитуры – внимание уже рассеяно. Но когда тот же водитель начинает набирать СМС или просматривать социальные сети, уткнувшись в экран – риск ДТП возрастает многократно.
И хорошо, если интернет-серфинг происходит в пробке. Кроме того, что вы своей нерасторопностью создадите помехи тем, кто стоит за вами, ничего страшного не произойдет. Но присмотритесь к проезжающим мимо водителям. В день подготовки материала лишь на одном перекрестке – из 50 машин мы насчитали 14, водители которых держали телефон в руках. А если вы пользуетесь услугами пермского такси, то и неоднократно были свидетелем того, как можно одновременно маневрировать в потоке, курить, пить кофе и при этом усердно выискивать новые заказы с помощью мобильника.
Аудиоподготовка
Любой курсант автошколы, еще задолго до получения заветного удостоверения, подготовил свой сборник музыки, которую обязательно нужно послушать в автомобиле. Желательно с открытыми окнами и погромче, дабы все соседи в потоке не могли усомниться в исключительном музыкальном вкусе новоиспеченного водителя. «Резкая смена тональности, ритма, громкости может на разный срок отвлечь внимание от всего происходящего, – считает наш консультант Мария Сарсадских. – Например, в радиоэфире давно уже запрещено воспроизводить звуки сирены и прочие специфические звуки. Если послушать то, что так любит наше молодое поколение, то там практически вся музыка состоит из таких «отвлекающих факторов». Уже не говоря о том, что они любят слушать все это на максимальной громкости. Ни о какой безопасности при этом не может быть и речи – такой водитель не услышит приближающийся спецтранспорт и не сможет сконцентрироваться на управлении автомобилем, особенно на высокой скорости. Да и своими звуками может отвлекать и других водителей. Я удивлена, что у нас до сих пор не запрещены такие «музыкальные шкатулки» на колесах – они же явно представляют из себя опасность».
Другим аргументом не в пользу излишней «музыкальности» автомобилей может стать постоянно возникающее желание переключить трек, настроить волну, изменить настройки магнитолы и прочие манипуляции. В этом случае отчасти спасают новые автомобили, так как они почти все оборудованы управлением на руле.
Еда, напитки и сигареты
Как вам идея штрафовать за банку содовой за рулем? Возможно кто-то посчитает это очередным штрихом «тоталитарного режима», а кто-то и вовсе глупой шуткой. 120 фунтов стерлингов – именно такой штраф грозит британским водителям, замеченных за этим безобидным занятием.
Здесь злую шутку могут сыграть сразу несколько факторов. Во-первых, ваши руки будут заняты едой или стаканом, то есть полноценно управлять автомобилем уже не получится (нет, подруливать коленкой не считается полноценным управлением. – Прим. ред.). Но это далеко не самое страшное. Фастфуд, который чаще других видов еды встречается в руках пермяков за рулем, имеет свойство капать, крошиться и всячески вырваться из своей упаковки, с целью изгадить одежду или салон. С напитками то же самое, за исключением того, что так популярный в городе «кофе с собой» обычно очень горячий, а дороги у нас не отличаются идеальной гладкостью. Таким образом, после малейшей кочки водителя может ждать неприятный душ из кипятка, плюс капли соуса везде, где только можно а в следствии этого – ДТП.
Косметика и коньки
Мы думаем, что про процедуру нанесения косметики нашим читателям и читательницам и так все понятно, а вот по поводу коньков и иного спортинвентаря мы дадим слово нашему собеседнику.
«Летом 2014 года я получил вызов на оформление ДТП, – рассказывает аварийный комиссар Николай Шевелев. – Авария произошла около «Орленка», на улице Сибирской. На первый взгляд все, как обычно – водитель на «Астре» резко затормозил на тлеющий желтый, а следующая за ней «Камри» слегка приложилась к заднему бамперу. Вину свою водитель «Тойоты» не отрицал и готов был «оформиться» быстро. Меня только смутило то, что он все время находился внутри своей машины и все переговоры вел исключительно через окно. Причину я узнал, когда мимо проезжающий патруль ДПС заинтересовался этим происшествием и пригласили виновника пройти к ним в автомобиль для «продувки» на алкоголь. Выяснилось, что у водителя на ногах... коньки. Как пояснил сам виновник ДТП – он ехал на каток, а переобуваться в раздевалке спорткомплекса ему было неудобно».
Прописывать все возможные причины ДТП в правилах дорожного движения не является выходом из ситуации. В таком случае мы рискуем получить вместо брошюрки с ПДД трехтомную книгу, по размерам сопоставимую с произведениями известных классиков. Вместо этого нужно каждый раз, садясь за руль помнить о том, что между привычной ситуацией на дороге до ДТП чаще всего лишь несколько долей секунды.