С 1 октября 2014 года в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» были внесены существенные изменения, по которым стоимость восстановительного ремонта поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях автомобилей должна была определяться и рассчитываться согласно единой Методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.
Данная Методика была утверждена Центральным Банком РФ. Суть нововведения заключалась в следующем: с 1 октября 2014 года все страховые компании при страховых выплатах должны придерживаться одинаковых цен на заменяемые узлы и детали. Российскому Союзу Автостраховщиков было дано указание определить и разместить справочник рекомендованных цен на своем сайте.
Стали ли страховщики производить справедливые выплаты? Конечно же, нет.
Принесла ли пользу данная идея по наведению порядка на рынке автострахования, разработанная и внедренная идея ЦБ? Нет, не принесла.
В середине декабря месяца пошлого года курс доллара резко устремился вверх. Денежных средств на ремонт автовладельцам не хватало.
Произвел ли РСА перерасчет цен на своем сайте. Нет, а зачем?
На претензии автолюбителей о дополнительных выплатах страховщики, будто сговорившись, отвечали, что «ничего не знаем, мы выплатили, применив Методику». Если же потерпевшие обращались к независимым экспертам и подавали досудебные претензии, то страховые все равно отказывались доплачивать, мотивируя тем, что отчет независимых автоэкспертиз не соответствует Положению ЦБ (Методике).
Суды общей юрисдикции и судебные участки после Нового года оказались заваленными исками о возмещении ущерба в ДТП. Федеральные и мировые судьи оказались в некотором замешательстве: чьи расчеты считать допустимым доказательством?
Лично меня некоторые мировые судьи просили принести решения (судебную практику) по применению данной Методики или предлагали назначить судебную экспертизу, объясняя это тем, что за время проведения экспертизы судебная практика «более-менее сформируется».
22 января 2015 года Министерство юстиции РФ направило письмо в адрес судебных экспертов с рекомендациями не применять Единую Методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, так как справочники Российского Союза Автостраховщиков не содержат ссылки на источник заменяемых узлов и деталей.
Это был первый удар по страховым-обманщикам. Впервые за последние годы государственная структура заступилась за автовладельцев. Судьям стало легче удовлетворять иски собственников поврежденных автомобилей.
И вот, с 27 мая 2015 года уже Центральный банк за многочисленные нарушения приостановил действие лицензии ООО «Росгосстрах».
В «Росгосстрах», видимо, до последнего момента считали, что можно безнаказанно нарушать требования Закона, навязывая дополнительные услуги по страхованию всего ненужного и не предоставлять законную скидку за безаварийную езду. Вспомним также хамство сотрудников и очереди на Елькина,3, где предварительный прием ведет всего один специалист.
Решение ЦБ заслуживает, конечно, большого уважения. И даже не важно, будет ли сокращен срок приостановки лицензии ООО «Росгоссрах. Важно то, что впервые мегарегулятор встал на сторону потребителя в рамках ОСАГО, не побоявшись произвести «щелчок по носу» самому крупному страховщику.
Хотелось, чтобы председатель ЦБ Э.С. Набиуллина и ее аппарат не остановились на полпути и навели порядок не только на рынке обязательного автострахования, но добровольного автострахования каско.
Советы по порядку обращения в страховую компанию и в независимую автоэкспертизу, а также по вопросам взыскания с ООО «Северная Казна», недавно лишенного лицензии, будут представлены в следующей статье.
Александр Сидоров, автоюрист, член Ассоциации юристов России
Фото: Фото Александра Сидорова