Однажды, сдав экзамен в ГИБДД и получив заветные корочки, большинству из нас в будущем не придется сдавать экзамен повторно. Однако те правила дорожного движения, которые мы знали на зубок в день сдачи экзамена, и те, по которым обязаны ездить сегодня – зачастую совершенно разные. Нет, правостороннее движение в России еще не отменили, но некоторые пункты ПДД за последние несколько лет менялись и не единожды. О самых важных нововведениях в основной закон автомобилиста, касающиеся оформления ДТП после первого июля, пойдет речь в материале Auto.59.ru.
Банальная ситуация – в пробке один водитель не выдержал дистанцию и задел задний бампер другой машины. На пермских узких улицах такие ситуации происходят многократно каждый день и почти всегда ведут к огромным пробкам. И даже в ситуации, когда один водитель вошел в положение виновника ДТП и готов на месте урегулировать ситуацию и благополучно ехать дальше, текущие ПДД будут трактовать это как оставление места ДТП и участникам грозит лишение прав. Ни расписка об отсутствии претензий, ни незначительность повреждений не спасут ситуацию, если вдруг полиция решит расследовать происшествие. В новых ПДД воителям разрешено покидать место ДТП, а в некоторых ситуациях они даже обязаны это сделать.
Пострадавших нет, в ДТП участвовали только два участника дорожного движения, оба водителя не имеют разногласий касательно виновности, а сумма ущерба пострадавшего не превышает 50 тысяч рублей. Еще недавно обсуждалось повальное неуважение водителей к такой замечательной возможности, как «Европротокол» – ну не хотят граждане освобождать полицию от лишней работы и предпочитают из-за каждой мелочи перегораживать движение на многие часы. А сегодня, точнее с первого июля, нас обяжут это делать, иначе КоАП грозит штрафом в одну тысячу рублей. Теперь, если ДТП возможно оформить по европротоколу, то есть самостоятельно, то водители обязаны это сделать и немедленно освободить проезжую часть. «Необходимо понимать, что любой автомобиль, который стоит на дороге, создает препятствие потоку машин, – поясняет правозащитник Юрий Панченко. – Поэтому данные поправки направлены на то, чтобы не создавались заторы из-за ДТП. Стоит помнить, что, попадая в аварию, каждый человек испытывает стресс. Поэтому не нужно думать, что вас обязывают незамедлительно убирать автомобиль с проезжей части. Разговоры о штрафе вряд ли найдут воплощение в реальной жизни».
У сторон нет претензий друг к другу и они готовы продолжить свой путь. Царпина на бамере для вас не критична? Девушка-водитель, допустила легкий удар в дверь, но так мило улыбалась, что вы решили ей все простить? Отные достаточно будет расписки об отсутствии претензий и сам факт ДТП не будет иметь место. Таким образом и под лишение прав за оставление место аварии никто попасть не рискует.
Инспектор разрешил оставить место ДТП по телефону. Во всех случаях, которые не попадают под европротокол, особенно это касается оценки суммы ущерба – инспектор ДПС, к которому участники обратились по телефону, вправе выдать инструкции что и как сфотографировать, какие данные зафиксировать и после этого разрешит покинуть место аварии для следования в отдел ГИБДД. Само оформление документов о ДТП будет происходить уже именно там.
В любом случае, если после 1 июля вы попадаете в нериятную ситуацию, хотите, чтобы ДТП было зафиксировано, но сомневаетесь в своих действиях – звоните в 02, там расскажут что делать. В целом, изменения в правилах поведения водителей после ДТП не такие радикальные. Уезжать с места ДТП просто так по-прежнему нельзя, как минимум пока вы не получите у другого участника аварии согласия не оформлять документы. Впервые появилось требование убирать автомобиль с дороги, если он создает помехи или блокирует проезд (последнее – даже для ДТП с пострадавшими), однако делать это нужно после того, как зафиксированы все обстоятельства произошедшего, в том числе с помощью фото- и видеокамер.
Вопросу фото- и видеофиксации последствий теперь уделяется повышенное внимание, и, не углубляясь в дебри, можно рекомендовать при любом ДТП выполнять полный объем видео- и фотосъемки всех значимых деталей, включая расположение транспортных средств, их повреждения, тормозные пути и так далее. Как и раньше, при отсутствии пострадавших и согласии в оценке обстоятельств, участники могут не вызывать полицию, а явиться для оформления на ближайший пост ГИБДД или в соответствующее отделение. И, наконец, ехать на самостоятельное оформление ДТП можно и в случае несогласия, однако только после звонка в ГИБДД и получения соответствующих инструкций, а также фото- и видеофиксации места аварии.