Пока нет пробок, пермское отделение «Стоп-Хам» активно тренируется. Редкие рейды движения проходят по центральным улицам города, где нарушители правил парковки чаще всего добровольно покидают место стоянки. В остальное время участники проекта пытаются найти спонсора и зарабатывают деньги, чтобы покрыть расходы на печать наклеек. Есть ли будущее у подобного проекта в Перми, разбирался корреспондент Auto.59.ru.
Ни для кого не станет откровением, что популярность столичного движения «Стоп-Хам», среди аудитории видеохостингов, достигнута прежде всего из-за постоянных конфликтов. Драки с участниками проекта, агрессия и неадекватное поведение нарушителей, записанные на камеру, принесли проекту миллионы просмотров и сотни тысяч подписчиков.
Пермские «стопхамовцы» пока похвастать такими успехами не могут. До сих пор водители общались с ними вежливо, а многие и вовсе предпочитали не дожидаться диалога и уезжали при приближении группы молодых людей с характерными наклейками и видеокамерами. Плюс к тому движение сформировано всего месяц назад, а летом в Перми работы для них не так много.
Тем не менее, несмотря на спорную правовую оценку деятельности движения, некоторые юристы не видят особых проблем в продолжении работы «Стоп-Хама». «У нас не предусмотрено ответственности за наклейку на автомобиль, – считает член ассоциации юристов России Александр Сидоров. – Даже если будет подан иск о причинении вреда частой собственности, то любой грамотный адвокат докажет, что вреда не было и иск не обоснован. И даже тот факт, что «стопхамовцы» снимают все происходящее на видео и публикуют в СМИ, в том числе и в Интернете, не дает никаких оснований применить к ним какую-либо статью. Естественно при условии, что они не будут разглашать никаких фамилий, адресов проживания и других сведений. Госномер на автомобиле нарушителя не может быть признан личными сведениями, как и видео, где фигурирует водитель».
Сам основатель проекта в настоящее время изо всех сил пытается вывести проект на безубыточность, хотя ни о какой коммерческой деятельности речи идти не может. «Помощь нам нужна, но никого рекламировать мы не собираемся, – рассказал нам лидер пермского движения «Стоп-Хам» Юрий Нецветаев. – Во-первых, это перечит нашей идеологии, во-вторых, федеральное движение резко против любой коммерции. Наша основная цель – это безопасность и удобство для пешеходов, а не зарабатывание денег. Одна наклейка, которую мы клеим на стекло тем, кто грубо нарушает все правила, стоит около 70 рублей. За один рейд уходит 10-15 таких. Как вы понимаете, чем больше у нас будет наклеек, тем чаще мы сможем выходить на рейды».
По словам Юрия, в качестве спонсора он видит физическое или юридическое лицо, которому не безразлично хамство на дороге. Как мы все понимаем, задача трудная, особенно в условиях Перми.
Будем наблюдать за деятельностью молодежного движения и в следующем рейде примем участие в качестве наблюдателей. В любом случае проект заслуживает интереса и, несмотря на всю критику в комментариях на канале «Стоп-Хам», аудитория проекта постоянно растет.