Эпоха двигателя внутреннего сгорания заканчивается вместе с развитием новых технологий. Какими будут автомобили будущего и чем мы их будем заправлять? Как нефтяная промышленность отреагирует на переход автоиндустрии на альтернативные источники топлива? Ответы на эти и другие вопросы читайте в материале Auto.59.ru.
Больше века назад развитие автомобильной индустрии стояло на распутье – бензин, электричество или пар. Все типы двигателей находились в то время на одном уровне развития и представляли из себя примитивные устройства. Как всем известно – человечество пошло по пути использования в качестве топлива для ДВС продуктов переработки нефти. В итоге сегодня мы достигли практически предела по КПД и компактности традиционного двигателя.
Гибридная установка
Наиболее дешевое и популярное решение как экологических проблем, так и конструктивных. Серийные автомобили практически не требуют серьезных изменений для того, чтобы оборудовать их дополнительными двигателями и источниками энергии. Но при этом недостатки, присущие обычным автомобилям, никуда не исчезают – все тот же двигатель внутреннего сгорания, все тот же бензин, хоть и в меньших объемах. Плюс к этому добавляются новые проблемы – низкая мощность электромоторов, низкая емкость батарей и не очень ощутимый эффект от использования двух типов двигателей.
«Гибрид это чаще всего лишь уловка маркетологов и вынужденная мера автопроизводителя, чтобы уложиться в экологические нормы, – считает эксперт федерального издания Константин Савченко. – На самом деле практический эффект от использования двух моторов не такой очевидный, чем если бы использовался более мощный и простой в конструкции классический двигатель. Но экологи и маркетинг заставляют производителей постоянно искать наиболее дешевые решения».
Эра гибридов, по всей видимости, будет одной из самых коротких, пока человечество не сможет довести емкость электрических батарей до приемлемого уровня.
Электрические автомобили
О причинах, по которым век назад прогресс пошел по пути бензиновой зависимости, можно только догадываться. Еще в конце 19-го века существовали прототипы электромобилей и все, что нужно было сделать – придумать нормальную батарею и способ быстрой зарядки. Вместо этого мы «наизобретали» сложнейшие механизмы двигателей внутреннего сгорания, турбины, компрессоры, инжекторы, коробки передач с множеством передач и вариаторы. А вместе с тем миллиардные капиталы вкладывались в разработку нефтерождений и заводы по переработке топлива, чтобы получать все более качественный бензин.
И спустя 150 лет человечество снова обратило свой взор в сторону простейшего, а вместе с тем наиболее эффективного решения – электрического двигателя. К слову сказать, за полтора века электромоторы также получили должный уровень развития и сегодня на современных «Теслах» мотор в принципе не требует обслуживания и ремонта в течение всей жизни машины. Дело осталось за малым – повысить емкость, снизить вес и ускороить зарядку батарей. Но даже сегодня безоговорчный лидер среди всех электрокаров – Tesla Model S – в состоянии проехать на одной зарядке 350 километров.
В России электрокары остаются не более чем дорогими игрушками, точно так же, как на заре автомобилестроения все автомобили считались таковыми. Но если посмотреть, сколько их в той же Норвегии и США, станет очевидно, что будущее именно за этим видом транспорта. Однако надеяться, что это самое будущее наступит в скором времени и сразу повсеместно – не стоит, в виду отсутствия инфраструктуры и дороговизны электрокаров. Впрочем, наша надежда – АвтоВАЗ – уже объявил о том, что будет электрическая «Веста». С учетом того, что «Калина» на батарейках уже существует, а теперь в разработку «ЭлЛады» вложится концерн Renault-Nissan, то повод для оптимизма есть.
Газовое топливо
Использование газа, будь то метан или пропан, в классическом бензиновом двигателе изначально задумывалось как способ экономии на бензине. Но вместе с экономией многие автовладельцы столкнулись и с проблемами. Малое количество заправок, повышенный износ двигателя и снижение мощности. Все это не позволило газу заменить бензин в короткие сроки.
Сегодня на рынке – уже шестое поколение ГБО, и похоже, что все проблемы решены. Свидетельством этого могут стать серийные автомобили, оборудованные газовым оборудованием прямо на конвейере. Не отстают и отечественные производители. Все тот же АвтоВАЗ уже готовит серийный «Ларгус» на газовом топливе. На очереди – остальные модели, которые и так зачастую отправляются на установку ГБО сразу после выезда из автосалона.
Напомним, что сегодня пропан-бутан на заправках стоит почти в два раза дешевле самого популярного 95-го бензина, а расход газа, по сравнению с бензином, повышается незначительно. Экологи тоже не сильно против такого топлива – выбросы вредных веществ при сжигании газа минимальны и не сравнимы даже с самым чистым дизельным двигателем. А технологии позволили достичь того, что срок службы двигателя не сокращается, а даже увеличивается. Свечи, масло, катализатор и выхлопная система живут дольше, а само ГБО, вследствие все большей популярности, дешевеет и совершенствуется ежегодно.
Так или иначе бензиновая эра заканчивается. Это вовсе не означает, что нефтяная промышленность перестанет существовать – потребителей продуктов переработки нефти в мире еще очень много. Тот же самый пластик, композитные материалы и еще миллион производств остаются целиком завязаны на черном золоте. Но мы хотим верить, что еще на наших глазах техническая революция все-таки произойдет и ценник на АЗС перестанет волновать автовладельцев.