Мировой скандал с концерном Volkswagen набирает обороты. Однако в России сокрытие данных о выхлопах не вызвало практически никакой реакции: по улицам ездят чадящие грузовики и автобусы, а тут вопрос в «миллиграммах на километр». В Перми официальный представитель марки тоже хранит молчание. На этом фоне Auto59.ru вспоминает крупнейшие скандалы в истории автобизнеса.
Если изначально в наличии специализированного ПО подозревался только двухлитровый турбодизель предыдущего поколения EA189, то сейчас вопросы возникают и к шестицилиндровому 3.0 TDI. Эксперт вторичного рынка автомобилей Иван утверждает, что машины с двигателями типа ЕА 189 в Россию практически не поставлялись. Но по данным агентства «Автостат», с 2011 года у нас было зарегистрировано примерно 50 900 машин Volkswagen и около 16 600 Audi с дизельными моторами такого класса.
К тому, что автолюбителей так или иначе обманывают дилеры или продавцы на вторичном рынке, мы уже давно привыкли. Но зачастую и сами автопроизводители идут на заведомые ухищрения, имея целью повысить продажи или занять новые ниши. История знает немало таких примеров, приведем тройку наиболее ярких.
Высокие показатели экологической безопасности вкупе с низким расходом топлива – одна из маркетинговых уловок, которой не стесняются пользоваться практически все автопроизводители. За «неправильные» цифры первыми крупно поплатились корейские братья Hyundai и KIA, вынужденные заплатить 395 млн долларов разгневанным клиентам. Еще в 2012 году американские власти засомневались в достоверности данных, касающихся топливной эффективности. Выяснилось, что за 100 км пробега автомобили в среднем потребляют на 0,7-1,5 литра больше, чем было заявлено производителем. Нарушения были найдены в технических данных 13 моделей KIA и Hyundai. В итоге компаниям были предъявлены обвинения в недобросовестной конкуренции, мошенничестве, нарушении закона о рекламе, нарушении гарантий, введении клиентов в заблуждение и неправомерном обогащении, а первоначальный размер претензий составил 775 млн долларов.
С американским авторынком связана еще одна история. Скандалом и многомиллионными убытками закончилось почти вековое сотрудничество Ford с шинной компанией Firestone. Подкрепленная совместной рыбалкой, дружба Генри Форда и Харви Файерстоуна завязалась еще в 1896 году, а к 1906 почти все автомобили Ford T были оснащены покрышками Firestone. В начале XXI столетия популярнейшие в США внедорожники Ford Explorer стали попадать в большое количество аварий. Виновным был назначен производитель шин Firestone. Первоначально обе компании заявили об отзыве шести миллионов проданных колес. Шинники настаивали на разовом объявлении, тогда как силами Ford Motor была проведена длительная информационная работа, стоившая Firestone многих контрактов. Затем компания Ford объявила об отзыве еще 13 миллионов потенциально опасных покрышек с других автомобилей своего модельного ряда. Празднование столетия сотрудничества было отменено, а бывшие партнеры продолжили противостояние. В итоге Ford сохранил производство внедорожников Explorer, окончательно свалив всю вину на Firestone.
Особое место в рейтинге скандалов можно отдать неожиданному противостоянию LADA и японского автогиганта Mitsubishi. Обывателю, привыкшему ругать отечественный автопром, эта история точно покажется странной: АВТВОВАЗ обвинил японцев в воровстве и плагиате. Бывший руководитель московской дизайн-студии LADA Томас Биквуд спешно покинул свой пост сразу после того, как было обнаружено недвусмысленное сходство в дизайне концепт-кара Mitsubishi Concept GC PHEV и отечественной LADA XRAY. Впоследствии беглец получил пост руководителя одного из дизайн-центров Mitsubishi. Главный дизайнер АВТВОВАЗа Стив Маттин назвал такое совпадение неслучайным.