Пятьдесят один процент россиян практически не посещают кинотеатры, а 13% и вовсе никогда там не были. К таким неутешительным для отрасли выводам пришли эксперты ВЦИОМ. Эксперты связывают это с неразвитой сетью кинотеатров в стране и влиянием финансового неблагополучия, заявляя о том, что кино попало под каток кризиса. О том, как развивается на сегодняшний день пермский кинорынок, о влиянии кризиса, о перспективах 3D, о самых популярных киноновинках года, о пермском зрителе и пиратах рассказывает директор пермского филиала «Синема-парк» Дмитрий Харькин.
Так ли страшен кинокризис, как его малюют?
– Как в кризис ведет себя зритель?
– Во-первых, по данным исследовательской компании КОМКОН 60% россиян стали реже посещать театры, шоу, мюзиклы и другие развлекательные мероприятия, население стало экономить на развлечениях. Кризис заставляет россиян становиться рачительными и рациональными. А по данным журнала «Кинобизнес сегодня», за первые три месяца прокатного года (декабрь-февраль) посещаемость российских кинотеатров упала на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это довольно тревожные показатели.
Во-вторых, что касается «Синема-парк» – мы молодой кинотеатр. В этом году планируем привлечь зрителей на 30% больше по отношению к 2008 году. Несмотря на то что мы находимся на стадии развития – у нас сформировалась своя зрительская аудитория, и мы считаем успехом, что удержали посещаемость на прежней планке и не потеряли зрителя.
– В «Синема-парке» одни из самых дорогих билетов по городу. Цены на билеты будут падать?
– Киносеть «Синема-парк» инвестирует большие средства в инновации. За качество надо платить. Мы коммерческая организация, и вложенные деньги необходимо возвращать, также платить налоги, выдавать заработную плату и оплачивать коммунальные услуги, помимо прочего, есть расходы и на кинопрокатные организации. Все перечисленные составляющие входят в цену билета. Министерство культуры, с апреля, ввело единый электронный билет для кинотеатров, и поэтому я считаю, что цены в кинотеатрах будут примерно одинаковые. Каждая киносеть борется за зрителя, то есть за завоевания его симпатий. Например, у нас по вторникам и средам для студентов и школьников стоимость билета равна 60 рублям на фильмы, на которые не распространяется меморандум производителя. И в эти дни идет резкий всплеск посещаемости. Также мы принимаем коллективные заявки от школ, вузов (образовательных учреждений и трудовых коллективов). На коллективные заявки делаем скидки. Отвечая на ваш второй вопрос, сообщаю, что цена билета вряд ли будет расти в этом году.
– Несколько лет подряд рынок кинопроката Перми развивался взрывными темпами. Сейчас он достиг насыщения? Чтобы насытиться, Перми нужно больше кинозалов?
– Я отвечу в цифрах. Сейчас у нас в стране 1840 экранов, а в Америке 30 тысяч кинозалов. Но следует учитывать и численность населения. У нас около 150 миллионов человек, в США 280 миллионов человек. Из приведенных выше цифр видно – нам есть куда развиваться. Следует учитывать, что развитие рынка кинопроката сейчас во многом сдерживает кризис. В развитие этого бизнеса необходимо вкладывать длинные деньги. Окупаемость кинотеатра, в целом, составляет около восьми лет. В связи с кризисом этот срок, скорее всего, увеличится.
– Количество новых кинозалов будет расти?
– Уже в этом году рост числа новых экранов, скорее всего, замедлится. По данным компании «Невафильм», в 2009–2010 годах ежегодно будет открываться только 150 залов. Основной рост экранов обеспечивали экспансия в регионы федеральных сетей и открытие новых мультиплексов в торговых центрах. Сейчас многие стройки заморожены. Как признался глава «Невафильма», если рынок вырастет, хотя бы на 100 экранов в этом году, это будет удачей. Сейчас завершаются только те проекты строительства торговых центров, которые начались в 2007–2008 годах. Проекты на 2010–2011 годы, на которые рассчитывали кинотеатры, практически все заморожены. Высокие ставки кредитов не позволяют девелоперам реализовывать новые проекты. Поэтому рост будет незначительным, но будет. Например, «Синема-парк» в этом году в мае откроет в Москве новый 10-зальный мультиплекс.
– Из-за кризиса, не сокращали ли вы сотрудников?
– Все-таки мы стараемся сохранить штат и оставить все льготы работникам. Когда сотрудник имеет комфортные условия, к работе он относится с душой.
Цифровая киноэра
– Вопрос о 3D – хватает ли здесь контента?
– На сегодня 80% всех мировых фильмов выходит в цифровом формате, а не на пленке. Также планируется увеличение выпуска фильмов в 3D формате. Так в 2007 году был первый полномасштабный фильм в 3D «Беовульф», в прошлом году появились «Мухнём на Луну», «Путешествие к центру Земли» и мультфильм «Вольт». В этом году выйдет сразу 11 фильмов в 3D-формате. Кстати, первые из них уже вышли: «Монстры против пришельцев» и «Каролина в стране кошмаров», были неплохие сборы. В мае выходит 3D-мультфильм студий Pixar и Disney – «Вверх».
К 1 июля планируется выпустить в прокат «Ледниковый период – 3». После 1 июля каждый месяц будет демонстрироваться по новому фильму в формате 3D. К концу года выйдет ожидаемый кинопроект – это фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона. Его бюджет уже превышает 300 миллионов долларов. На сегодня он считается самым дорогим в истории кинопроектом. Релиз фильма запланирован на декабрь, но уже сейчас эксперты прогнозируют коммерческий успех ленты.
Интерес к фильмам в формате 3D растет с каждым днем. Об этом можно судить по тому, что билеты в кассах заканчиваются за 10-15 минут до начала сеанса.
– В чем преимущества 3D и вообще цифрового формата кинопоказа?
– Начну с обращения президента России. В своем видеоблоге Дмитрий Медведев прямо сказал, что «необходимо использовать сегодняшнюю ситуацию для модернизации в тех сферах, где мы действовали слишком медленно: это касается и перехода на «цифру» – на цифровые технологии».
Понятно, что будущее за электронным кинематографом. В условиях рынка это значительная экономия средств и защита авторских прав. «Цифра» – это инновационное развитие, ее преимущество в том, что она дешевле и компактнее. Но сначала все равно надо вложить в развитие кинопоказа огромные средства.
– Такой переход выгоден киносетям?
– Переход на «цифру» – это реальная модель финансирования и возврата инвестиций на техническое переоснащение российских кинотеатров. Весь мир переходит на «цифру» – в мире уже более семи тысяч цифровых кинозалов. А в России их около 80, и это кинотеатры – энтузиасты.
Стоимость кинокопии пленки в 35 миллиметров составляет 32 тысячи рублей. А стоимость цифровой кинокопии – всего две тысячи рублей. Сейчас пока дорогое цифровое оборудование, в стране его мало, но в масштабе «цифра» гораздо дешевле. Кстати, с переходом на цифру, мы столкнулись с такой проблемой, как нехватка квалифицированных кадров по киномеханике. У нас их практически сейчас не готовят, а надо работать с новейшим оборудованием.
– Увеличило ли 3D вашу прибыль?
– Да, на девять процентов. Показ 3D стоит дороже за счет того, что было вложено больше денег. Срок окупаемости пока рассчитывается. Ведь оборудование одного кинозала специальными 3D-проекторами обходится прокатчикам в довольно крупную сумму. Однако, по мнению экспертов, прокат фильмов в таком формате позволяет увеличить выручку дистрибьютора. Так, гендиректор сети «Синема-парк» Сергей Китин говорит, что в прошлом году доля выручки от проката 3D-версии мультфильма «Вольт» увеличила выручку в сети на 9-10%. В среднем, стоимость билета на 3D-фильмы немного выше, чем на обычные фильмы. Но можно сказать, что люди охотно идут на 3D-картины, потому, что это необычно, ты погружаешься в сюжет и становишься участником яркого зрелища.
Охота на пиратов
– Ловили у себя пиратов?
– Да, два раза кто-то из зрителей тайно пытался записывать, но после подобных нарушений не было. Все кинозалы оборудованы системой видеонаблюдения. Если какие-либо правонарушения происходят в залах, то эти события фиксируется и охрана принимает меры к нарушителям. Когда пират включает свое записывающее оборудование – это хорошо видно на наших камерах.
Есть камеры и вне залов. Видеонаблюдения кинотеатра является одним из элементов системы комплексной безопасности – безопасности посетителей. Известно, что около 12% людей никогда не совершают правонарушения. 12% – это те, кто в любом случае, совершит, остальная масса, 67%, если им предоставить возможность совершить противоправные действия, то есть фактически спровоцировать, они могут поддаться на соблазн. Мы пресекаем этот соблазн предупреждением о видеосъемке, в холлах развешены специальные таблички – предупреждения.
Портрет пермского киногурмана, или Гоголь ломает западные лекала
– По-прежнему ли «Синема-парк» придерживается политики, преимущественно ориентированной на развитие в регионах?
– «Синема-парк» располагает 117 экранами в России. Киносеть пришла не только в самые крупные города – миллионники, но и в города поменьше: Набережные Челны, Тюмень, Волгоград. И сеть продолжает развиваться. Как я уже отметил ранее, «Синема-парк» в этом году откроет 10-зальный мультиплекс в Москве.
– Успевают ли российские киносети за технологиями и соответствуют ли западному формату?
– Деньги следует вкладывать именно в развитие технологий. Все чаще появляются цифровые проекторы, особенно, в многозальниках. Наш кинотеатр предлагает слабослышашим зрителям наушники. Также у нас существуют специальные места для инвалидов. Но в Перми, к сожалению, не везде достаточный уровень оснащенности кинотеатров, хотя кинотеатр европейского образца – это как раз конкурентное преимущество.
– По какому принципу выстраиваете репертуар сети?
– Репертуарное планирование – процесс, централизованный для всей нашей сети. Общую сетку определяет центральный офис в Москве. В сети есть департамент репертуарного планирования, который отслеживает все новинки. Также в филиалах сети, а именно в Тюмени, Новосибирске, Челябинске – проходили фестивали авторского кино. Но арт-хаус – не кассовое кино, а мы являемся коммерческой организацией. На эти ленты идет определенный круг лиц.
Хотя в Перми мы тоже демонстрировали не кассовое кино. В августе прошлого года Мадлен Джабраилова представляла фильм «Плюс один», в апреле этого года на нашем экране прошел цифровой показ концерта группы «Iron Maiden». В мае мы предложим оцифрованный концерт Лучано Паваротти и в августе – концерт Виктора Цоя «Звезда по имени солнце». Сейчас идут переговоры с кинопрокатчиками на право трансляции этих концертов.
– А пермская киноаудитория качественно изменяется?
– Мы видим хорошо развитую посещаемость кинотеатров в городах федерального значения, как Москва и Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Нижний Новгород. Там посещение кинотеатра это семейный отдых, особая культура общения и времяпровождения. В Перми эта культура только зарождается.
В мировой киноиндустрии идет движение в сторону взросления аудитории. Там среднему посетителю кинотеатра от 24 лет и выше, а у нас все-таки – более молодые зрители. Хотя сейчас в кино начали приходить люди старшего поколения. Особенно шли на «Тараса Бульбу», в том числе и пенсионеры. Очень многие посмотрели «Адмирала». А «Стиляги» привлекли людей самых разных возрастов.
На данный момент внимание пермского зрителя привлекают фильмы: «Форсаж-4», «Тарас Бульба», «Обитаемый остров. Схватка», «Люди Икс. Начало. Росомаха». На фильмы ужасов, таких как «Мой кровавый Валентин» больше идет молодежь, которой хочется пощекотать нервы.
– Сейчас многие фильмы отправляются в промо-туры...
– Во всем мире принято, что сами актеры участвуют в промо-туре вышедшей ленты. Так в Москву приезжал Киану Ривз, продвигая фильм «Когда Земля остановилась». В марте этого года Микки Рурк побывал в Москве в рамках промо-кампании фильма «Рестлер». То есть каждый планирует и продвигает свой фильм. К этому обязывает и контракт. У нас в такой промо-тур ездили, в том числе и в Пермь, актеры фильмов «Плюс один», «Горячие новости». В этом, в принципе, заинтересованы и актеры, и режиссеры, и сами киносети. Такая презентация интересна и любопытна зрительской аудитории.
– Что вы думаете о развитии отечественной киноиндустрии: становится ли больше проектов копродукции, отечественные фильмы популярнее западных кинолент? Мы часто снимаем по западным лекалам или нет?
– Девяностые годы можно охарактеризовать как коллапс отечественного кинематографа, в основном, выходила киночернуха. И как следствие у нас быстрыми темпами развивалась западная киноиндустрия. В последнее время отечественное кино имеет целый ряд, действительно, сильных, индивидуальных работ. Сейчас западные ленты не намного популярнее отечественных фильмов. Только сейчас наша киноиндустрия начала подниматься с колен. Недавно завершился большой кинопроект Федора Бондарчука «Обитаемый остров. Схватка». Посмотрим, какую он вызовет реакцию. Есть люди, которые двигают национальное кино. Все зависит от человека и его желания снять по-настоящему хороший фильм. Есть имена, есть исполнители. У нас не такой большой опыт по технологиям и спецэффектам. Например, сейчас в Голливуде снимают продолжение «Трансформеров», используя уникальные компьютерные технологии и спецэффекты. Между тем отечественная киноиндустрия развивается семимильными шагами. Через некоторое время мы сможем снимать не менее сложные картины. Это закономерный процесс встраивания в мировой кинорынок. Например, по новым технологиям отснята лента «Горячие новости».
Отечественные ленты, начали собирать полные залы – «Девятая рота», выстрелила также вторая часть «Иронии судьбы», «Ночной» и «дневной дозоры», «Адмирал», «Тарас Бульба» и многие другие киноленты. Конечно, свою роль играет реклама фильма. Хотя у нас много и других фильмов, которые сильны далеко не спецэффектами.
– Как вы относитесь к тому, что у Павла Пьянкова, директора кинотеатра «Октябрь» есть филиал в Кунгуре?
– Он молодец: формирует внутренний рынок. У населения в провинции есть своя ментальность, но они не оторваны от общего процесса.
Кто и что посеял
– Работа в «Синема-парке» как-то повлияла на ваш образ жизни, привычки?
– Я пришел из другой сферы в кинобизнес. Поэтому мне было все ново. Это работа с творческими людьми. Благодаря ей расширил свой кругозор.
– Что больше всего цените в коллегах, сотрудниках?
– Честность, прямоту, исполнительность. И, конечно, умение общаться. Ценю в людях умение уходить от конфликтных ситуаций. В нашей команде мы регулярно проводим тренинги и систематически разбираем конфликтные ситуации, чтобы в последующем предупредить их повторение.
– Назовите свои любимые фильмы?
– Это фильмы «Не стреляйте в белых лебедей» и «В списках не значился». С детства любил героя Павла Корчагина из фильма по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». По-своему люблю киноленту по сценарию братьев Стругацких «Чародеи». Из последних вышедших фильмов сильно поразил «Адмирал», он заставляет посмотреть на историю под другим углом.
– Ваша любимая музыка...
–Я люблю бардовскую песню. Нравится творчество Виктора Цоя.
– Как Вы относитесь к документальному кино?
– Из документалистики я смотрю тематические фильмы: либо исторические, либо фильмы из серии в мире животных. Иногда супруга любит посмотреть картины, связанные с путешествиями.
– Чем увлекаетесь помимо работы? Как проводите время с семьей?
– Люблю побездельничать за книгой. Иногда – свободного времени мало. Вообще с семьей выбираемся на горных лыжах, летом тоже активный отдых – поездки в лес, с друзьями ходим на сплавы.
В Пермь я приехал из Москвы. Женат. У меня сын и дочь, Пермь стала для нас второй родиной. Сын в апреле этого ездил в Анапу на Всероссийскую олимпиаду по астрономии, защищал честь нашего края.
– Вы самокритичный человек?
– В принципе, да, правда бывает, что к критике отношусь болезненно. Но если ее нет, то это не есть хорошо. Главное, чтобы критика не перерастала в скандал, не переходила на повышенные тона.
– Для некоторых людей раз в пять-семь лет интересно сменить поле деятельности. Не планируете менять работу?
– Это, скорее всего, юношеский максимализм. Я считаю, что надо достигать высот и стремиться к ним в своей области, быть в ней профессионалом. Я не сторонник такого шараханья из стороны в сторону. Я ценю основательность и постоянство: и в делах, и в отношениях. Эти критерии важны для меня. Принцип перекати поле приемлем, когда человек на каких-то этапах не нашел свое место в жизни.
– Ваша жизненная установка?
– Есть древнее восточное изречение: «Посеешь мысль – пожнешь желание, посеешь желание – пожнешь действие. Посеешь действие – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». У меня есть принципы: быть честным перед собой. И соответственно, перед другими людьми тоже.