Собеседник 59.ru – кадровый офицер. Нынешний директор «Авторадио» обучался в Рижском высшем военном училище ракетных войск, позднее, в результате выхода Прибалтики из Советского Союза, учился в Пермском ВКИУ. Диплом о высшем образовании получил в 1993 году. Начинал свою карьеру, охраняя границы России. Военная карьера развивалась достаточно стремительно, и уже старшим лейтенантом Роман Сергеев управлял дежурными силами ракетного полка. По истечении срока контракта, решил направить свою энергию в мирное русло. Окончил новосибирский Государственный технический университет по специальности «менеджмент организации». Далее собеседник 59.ru работал в разных проектах, наиболее успешный и интересный, на его собственный взгляд, – запуск в Пермском крае федерального сотового ретейлера «Анарион». Определённых успехов добился в качестве коммерческого директора ТД «Товарiщъ» и директора филиала компании «НЭТА».
Сейчас Роман Сергеев работает в индустрии массмедиа и не собирается больше в корне менять сферу деятельности. Причины его привязанности к медийному бизнесу директор «Авторадио» открывает в беседе с корреспондентом 59.ru.
– Радио – «неосязаемый» бизнес, можно ли на нем делать большие и вполне «озязаемые» деньги?
– Да, при определённом отношении, как и в любом другом бизнесе, радио может приносить не только удовлетворения от того, что созидаешь, но и прибыль. Я думаю, это одна из основных причин стремительного роста радиорынка в России за последние десять лет. В Москве сегодня в ФМ диапазоне вещает 53 радиостанции, в Перми уже 23. Это создаёт предпосылки для достаточно жёсткой конкуренции в нашем городе, но, тем не менее, рынок радио в Перми растёт и развивается. Реклама на радио в полной мере отражает уровень экономики региона. Сейчас мы наблюдаем рост продаж радиорекламы. Динамика продаж в нашем холдинге – более 300%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
– Есть ли специфика у радиоаудитории (в отличие от ТВ-аудитории, аудитории газет, журналов)?
– Несомненно, у радио есть своя неповторимая аудитория. Вообще, современное радио уже не ограничивается только грамотно сформированным плей-листом. Каждая из радиостанций – это свой уникальный пласт субкультуры, со своими ценностями, героями, «фишками», и даже со своим языком. Наши слушатели вместе с нами «болеют» и побеждают в спорте, становятся обладателями мотоциклов, путешествуют в Москву, Европу, Азию и Африку, общаются со звёздами шоу-бизнеса, причём не только в эфире, но и лицом к лицу. Мы с удовольствием помогаем людям осуществить их мечты, которые в одиночку, без любимого радио, вряд ли можно было реализовать. Забегая немного вперёд, могу приоткрыть секрет, в мае двое самых активных пермяков побывают на концерте певицы Шакиры в «Олимпийском».
Всё это создаёт особую доверительную атмосферу, и слушатели становятся, в своём роде, членами элитного клуба. В печатных СМИ и на телевидении добиться этого зачастую невозможно, хотя на телевидении такие проекты присутствуют. Радио рядом практически везде – в машине, в телефоне, Интернете. Телевизор, в отличие от радио, не так часто берут с собой на отдых или в путешествие.
– Методы управления компанией зависят от специфики радио или же они универсальны?
– Методы управления абсолютно не зависят от формата радиостанции. Как правило, они разнятся от холдинга к холдингу, в силу сложившейся корпоративной культуры. Есть разные стратегии продвижения, каналы информирования, пути достижения аудитории, но методы управления абсолютно одинаковые, если мы рассматриваем радио как бизнес, как организацию.
– Как вы оцениваете развитие медийного рынка в Перми? Есть ли региональные особенности?
– Уровень развития и конкуренция на пермском рынке очень высоки. Из региональных особенностей – достаточно высокое влияние на принятие решений рекламодателями оказывают личные пристрастия руководителя или маркетолога. Многие рекламодатели размещают рекламу на тех радиостанциях, которые любят слушать сами. Хотя эффективнее ориентироваться на пристрастия потенциальных и существующих потребителей, а не на свои собственные.
– Как сделать радиостанцию популярной? Что обязательно должно быть в эфире, а чего не должно быть?
– Нужно любить свою работу и периодически меняться ролями со своими слушателями. В эфире может быть все что угодно: музыка, новости, информация, анекдоты, – это не влияет на успех радиостанции. Гораздо в большей степени на успех влияет «заряженность» команды, которая создаёт и продвигает радио, и работа на одной «частоте» со своими слушателями. Есть тому много примеров. В эфире огромное количество разноформатных станций: новостных, информационных (бизнес, политика), музыкальных, юмористических – и все они популярны. В то же время мы видим на рынке форматы, скопированные с успешных радиостанций, но не сумевших завоевать симпатии слушателей. Универсальной формулы успеха нет. Это как в жизни – преднамеренно стать счастливым нельзя.
«Авторадио» – радиостанция, работающая с широкой, постоянно растущей аудиторией автовладельцев. Наши слушатели самые информированные и эрудированные. Всегда в курсе дорожной обстановки, пробок и заторов, первыми узнают об изменениях в законодательстве, знают как вести себя с представителями автоинспекции, и даже получают поддержку специалистов в случае технических и юридических трудностей. Для автомобилистов мы осуществляем множество проектов – «Автомонитор», «Автоликбез», «Формула Авторадио», «Девичник», «Автоледи», «Большое путешествие», «Автофорум». Кроме того, мы очень любим спорт. Очень популярны программы «Время спорта», «Спортбары Авторадио», ну а вещание во время последней зимней Олимпиады из Ванкувера – это наша особая гордость. Никто до нас не осуществлял подобных проектов.
– Не планируете ли возродить популярный некогда проект «Наши новости» или запустить что-то подобное?
– У нас есть разные новостные проекты – «Новости», «Народные новости», «Хорошие новости». Сегодня они помогают слушателю оперативно знакомиться наиболее важными и интересными событиями, происходящими вокруг. Так же колоссальный опыт нашего холдинга позволяет постоянно придумывать и разрабатывать большое количество интересных проектов и программ. К чему возвращаться в прошлое? Мы готовы предложить более интересное будущее.
– Как вы оказались в медийном бизнесе? Никогда не хотели в корне изменить сферу деятельности?
– В медийном бизнесе я оказался сравнительно недавно – в начале 2009 года. Я не могу похвастать, что наблюдал становление российской радиоиндустрии последние 15 лет «изнутри». Но, тем не менее, оказавшись в рядах коллектива холдинга «Вещательная корпорации Проф-Медиа», я сразу понял, что это «моё». Здесь работают прежде всего профессионалы, люди отлично знающие своё дело и умеющие делать то, что никто и никогда до нас не делал. Любой сотрудник компании всегда нацелен только на лучший результат. Как следствие – коллектив пермского филиала начал формироваться в мае 2009 года, а уже по результатам исследований пермских радиостанций TNS Gullup Media за период с января по декабрь 2010 года, по еженедельной и ежемесячной аудитории, радиостанция «Авторадио» в Перми стала радиостанцией номер один среди всех слушателей от 12 лет и старше. Кстати, и по количеству мужской аудитории, «Авторадио» так же впереди всех.
Я неоднократно менял в корне сферу деятельности, но сейчас таких планов нет. Однажды мне сказали: «Если ты пришёл работать на радио, то уйти будет сложно». Я с этим согласен.
– Как изменилось радио за то время, что вы работаете в этой сфере?
– Радио меняется, причём ежедневно – меняются технологии, меняется оборудование, меняется музыка. В Перми с гордостью отмечаю, что многие радиостанции, в том числе и конкуренты, стараются сделать продукт лучше, живой эфир, оперативная информация, те же новости. Ведущие стараются сделать эфир более ярким. В результате все это идёт на пользу слушателям – становится больше выбор.
– Какие радиостанции вы назвали бы главными своими конкурентами?
– В нашем холдинге пять радиостанций, четыре из них федеральные и вещают в своём отличном друг от друга формате. Поэтому и конкурентами, наверное, здесь выступают две трети от всех радиостанций Перми. Ну а основными, как и по всей стране, остаются – РМГ (Русское радио и Хит ФМ), и ЕМГ (Европа плюс и Ретро ФМ).
– Составляет ли конкуренцию «обычному» радио интернет-радио?
– Нет, не составляет. Во-первых, уровень развития Интернет не позволяет сейчас слушать радио непрерывно, перемещаясь по городу. Во-вторых, как я уже говорил, интернет-радио не позволяет образовать связь и взаимопонимание между слушателем и любимым радио. Интернет-радио скорее конкурирует на одном поле с музыкальными центрами, телевидением и CD и mp3-треками.
– Как относитесь ко Всемирной паутине? Часто приходится пользоваться по работе и в личных целях?
– Как в старом анекдоте – «я к ней не отношусь». Ну как можно относиться к телефону, к автомобилю? Это объективная реальность. Правительство сейчас в Интернет загоняет министерства, школы и домоуправления. Это очень удачное изобретение второй половины прошлого века. Я пользуюсь возможностями Сети около 20 лет. Интернет нас освободил от огромных архивов писем, от занимающих полквартиры библиотек, вытеснил из нашей жизни магнитофоны, видеоплееры и подобное. У людей появилась возможность пообщаться с губернатором, не записываясь за полгода, и не пробиваясь через огромное количество привратников. Просто – зашёл в блог и спросил.
– Сами радио слушаете? Какую музыку предпочитаете?
– В зависимости от настроения, я могу слушать любую хорошую музыку. В прошлом я сам играл на бас-гитаре в некоторых студенческих коллективах, в основном в Риге. С пониманием отношусь к любым музыкальным направлениям. Обычно в жизни мне достаточно трёх радиостанций – «Авторадио», «Юмор ФМ» и NRJ.