Собеседник 59.ru отвечал на вопросы из-за океана с помощью программы Skype. Руководитель организации, предоставляющей сервис приема платежей в онлайн-игры по всему миру, считает, что офис в Калифорнии намного более перспективен, чем в Перми. Александр Агапитов так и не закончил мехмат ПГУ, однако уже в 21 год рискнул всем, чтобы воплотить в жизнь свою глобальную идею.
— Как возникла идея компании?
— У меня не было цели создать ту компанию, которая существует сейчас. У меня было три, как сейчас говорят, стартапа, тогда, в 2006 году, такого слова еще не было. Первый был связан с автоматической торговлей на бирже, второй — обмен электронных денег, третий — продажа внутриигровых валют. «Полетел» последний, так и появилась компания 2pay.
— Сколько составлял стартовый капитал?
— 700 тысяч рублей. Эти деньги я получил от кооператива «Оберег». Не знаю, существует он сейчас или нет. Предприятие дало деньги 21-летнему парню под залог квартиры.
— Не страшно было, что ничего не получится?
— Это риск. Кто-то со стороны может подумать, что мне всего лишь повезло, но на самом деле я был уверен в успехе своего предприятия и не собирался становиться бездомным.
— Вы считаете, что сейчас ваша компания успешная? Когда пришло это осознание?
— Как только я вернул кредит кооперативу, я понял, что компания успешна. Я отдавал их не сразу, и это получилось не быстро, и заняло примерно 3 года. Отдавать пришлось в 2,5 раза больше денег, чем брал, проценты были сумасшедшие.
— С чем связано переименование компании 2pay в Xsolla?
— Связано было банально с тем, что мы не смогли купить домен 2pay.com. У нас были проблемы с регистрацией торговой марки. Вместо того, чтобы ввязываться в войну с конкурентами, мы сделали ход конем — направили средства на создание нового бренда. Неймин и логотип разрабатывала для нас студия Артемия Лебедева.
— Сложно ли компании из Перми выйти на международный рынок?
— Я думаю, что не сложно, если речь идет об итернет-бизнесе. С первого дня я никогда не подразумевал, что мой проект создается для Перми или Пермского края, это всегда был, как минимум, проект всероссийского масштаба. В странах ex-USSR не так сложно освоиться — один язык, один часовой пояс. 3 года назад я впервые посетил GDC (Game Developers Conference — конференция разработчиков игр. — Прим. ред.), которая проходила в Сан-Франциско. Тогда я был поражен размером мировой индустрии онлайн-игр. С тех пор уже никогда не пропускаю подобные мероприятия, и ездим уже со стендами.
— Кто должен быть в команде на начальной стадии реализации проекта?
— Чтобы начать собственное дело, достаточно одного человека. Создатель компании должен разбираться во всех сферах, хотя бы поверхностно, уметь пользоваться Интернетом, наконец. Мои программисты до сих пор исправляют ошибки в коде, который я написал сам, хотя никогда не считал себя программистом. Название 2pay я придумал сам, первый логотип нарисовал сам. Сам искал первых партнеров по ICQ. Первый сотрудник был оператор-саппорт, только тогда и появился офис.
— Когда нужно набирать новых сотрудников в команду?
— Тогда, когда на это появляются деньги.
— Кто работает в вашей компании, какие есть должности?
— Условно нашу компанию можно поделить на четыре примерно равных отдела: программисты, support, бухгалтерия и менеджеры по работе с партнерами.
— Вы принципиально берете на работу только молодых кандидатов, есть ли возрастной порог при приеме на работу?
— Мне сложно работать с людьми, которые старше 37 лет, потому что после этого возраста очень сложно человека изменить. Мы предпочитаем нанимать если не выпускников вузов, то тех, кто закончил учебу 2–3 года назад.
— Кто занимается отбором персонала?
— Руководители отделов.
— Где сейчас есть филиалы?
— В Киеве, В Лос-Анджелесе и в Перми — полноценные офисы. Представительства из одного человека есть в Казахстане, Белоруссии, Армении, Бразилии, Чехии, Иордании.
— Кто там работает: сотрудники из Перми, России или местные специалисты?
— В Киеве и Лос-Анджелесе ключевые сотрудники из Перми пытаются «хантить» местных.
— Вас часто сравнивают с пермской компанией Alternativa Platform, вы общаетесь, обмениваетесь опытом?
— Это наши клиенты, партнеры. Они на нас похожи глобальным взглядом на свой бизнес. Уважительно отношусь к Alternativa Platform. Их успех, о котором все говорят последний год, пришел не быстро, не легко и отнюдь не случайно.
— Вы сейчас в Калифорнии, живете там или приехали по работе?
— Живу в Калифорнии, в Лос-Анжелесе. Путешествовать приходится часто, меньше, чем через 20 часов у меня самолет, я лечу на Login Conference в Сиэтл. Стараюсь не пропускать все значимые мероприятия, выставки, потому что это важно для работы, быть в теме, послушать, посмотреть, просто хорошо провести время. Очень многие приходят в нашу компанию за таким стилем жизни: технологии, Интернет, трэвэл.
— В Перми часто бываете?
— Да, конечно. Но сейчас все-таки большую часть времени провожу в Лос-Анжелесе. Перспективы американского офиса несравнимо больше, чем пермского.
— В Перми можно получить качественное образование?
— Не знаю, что такое качественное образование. Сам я высшее образование так и не получил. Могу сказать только, что программисты, которые закончили мехмат ПГУ, очень конкурентоспособны на международном рынке. Менеджеры чаще всего оказываются не готовы к интернациональному бизнес-общению.
— Не было идеи полностью весь бизнес перенести за границу?
— У меня есть идея создать глобальный бизнес. Любой интернет-проект в той или иной степени глобальный. Про ваш сайт могу сказать, что это исключение. 59.ru ориентирован на локальное пространство. Такие проекты, безусловно, имеют право на существование.
— Многим кажется странным тратить реальные деньги в онлайн-играх, а вам так не кажется?
— Часто задают этот вопрос, когда узнают, чем я занимаюсь. И часто говорят: «Это же обман! Реальные деньги тратить в играх!». Я считаю, что это нормально. Я сам играю в игры, трачу на них очень много денег и получаю от этого удовольствие. Это то же самое, что назвать обманом поход в кино, ведь в итоге вы ничего осязаемого не получаете. И так со всем, что касается развлекательных услуг.
— А как же зависимость от онлайн-игр? Вам не кажется, что вы косвенно этому способствуете?
— Любая зависимость — это плохо. У моей мамы зависимость от сериалов, это тоже плохо.
— Сами играете в онлайн-игры?
— Да, конечно. Предпочитаю игры с высоким бюджетом, например StarCraft. Но в некоторые низкобюджетные казуальные игры тоже с удовольствием играю, но не так часто.
— Как много свободного времени проводите за компьютером?
— Много.
— Недавно в США начались продажи Ipad2, как относитесь к продукции этой компании?
— По моему мнению, глупо экономить на технике, за которой проводишь большую часть жизни. Я купил в офис всем «аймаки», «макбуки» и «айпэды», чтобы сотрудники не раздражались на работе хотя бы из-за таких бытовых мелочей.