Россияне стали меньше бояться кредитов. Как сообщает Фонд «Общественное мнение», уже 26% жителей страны имеют кредитные обязательства перед банком. Но эта динамика сопровождается и ростом просроченной задолженности. Ситуацию на рынке кредитования редакции Dengi59.ru пояснил управляющий филиалом АКБ «Фора-Банк» (ЗАО) в г. Перми Василий Шилов.
– Василий Борисович, люди сейчас предпочитают потреблять, а не сберегать. Потребительское кредитование наращивает обороты. Как вы оцениваете перспективы этого сегмента на ближайшую перспективу?
– Тенденция к росту рынка потребительского кредитования обещает сохраниться, поскольку потребительские кредиты по-прежнему остаются наиболее доступной и простой для потребителя формой кредитования.
К тому же население все еще торопится оформить кредит на то, что давно хотелось купить, но откладывалось. Наш банк настроен самым оптимистичным образом: к концу года мы ожидаем увидеть увеличение общего портфеля потребительских кредитов.
– А будут ли при этом дорожать такие кредиты?
– Я считаю, что в ближайшее время, в условиях ужесточения конкуренции, значительного роста ставок по кредитам не будет. Этому может способствовать и кампания по снижению инфляции, развернутая российскими властями.
– Какие факторы, на ваш взгляд, способствую росту популярности кредитных карт? Будут ли в ближайшее время изменяться условия их оформления?
– Это направление всегда рассматривалось банками как наиболее перспективное. Об этом свидетельствуют и индикаторы развития «пластикового» рынка, которые отчетливо показывают, что кредитные карты уже составили треть от объема новых карточных эмиссий банков. Год назад рост сегмента кредитных карт почти в три раза опередил развитие дебетовых. При стабильном состоянии рынка такая динамика развития могла сохраняться и в дальнейшем. Однако ситуация изменилась.
В частности, большие объемы «карточного кредитования» на фоне снижения требований к заемщику начали представлять определенную угрозу финансовому благополучию кредиторов. Банки стали более тщательно подходить к выбору заемщиков. Они пытаются обезопасить себя различными способами: одни совершенствуют скоринговые системы и коллекторские службы, другие предпочитают выдавать кредитные карты преимущественно собственным клиентам, причем тем, которые уже подтвердили свою платежеспособность.
Взвешенный индивидуальный подход – именно это отражает сегодня позицию банков по отношению к будущим держателям карт. Период агрессивного завоевания позиций на рынке миновал. Это не значит, что эмиссии пластиковых карт сойдут на нет, но банкам явно необходимо оценить все плюсы и минусы карточного бизнеса, особенно – в его кредитной части.
– Можно ли ожидать ужесточения требований к заемщикам в сфере потребительского кредитования? И если это так, то в чем оно может проявиться?
– Увы, текущая действительность такова, что ужесточение возможно. Для заемщиков могут стать строже требования к подтверждению дохода и трудовой занятости, снизиться сроки возврата кредитов и суммы кредитования. Вполне допустимо сокращение кредитуемых отраслей деятельности.
– А по каким основным критериям кредитные консультанты оценивают благонадежность заемщика?
– Каждый банк разрабатывает собственную методику оценки клиента на этапе консультации и принятия кредитной заявки. Как правило, она основана на анализе кредитной истории клиента, а также проверке предоставляемых клиентом анкетных данных.
Также кредитный консультант оценивает поведение, внешний вид клиента, акцентируя свое внимание на наличие негативных признаков (алкогольное опьянение, неадекватное/нервное поведение и т. д). Кроме того, оценивается и то, насколько правильно клиент понимает условия предоставления банком кредита, принцип возвратности кредита и, что особенно важно, насколько адекватно он оценивает свои финансовые возможности.
– Что бы вы посоветовали добросовестному заемщику, оказавшемуся в трудной финансовой ситуации по уважительной причине, и столкнувшегося с проблемами по выплате кредита?
– Заемщику в любом случае необходимо обратиться в банк и сообщить о своей ситуации. В частности, в Фора-Банке все ситуации рассматриваются с индивидуальным подходом. Практически во всех случаях мы с клиентом приходим к компромиссу и согласовываем график погашения с учетом возможностей заемщика.