Проверить банкоматы на наличие мелких купюр поручено всем региональным отделениям Центробанка. Такова реакция на обращение правозащитников, опасающихся, что из-за роста межбанковской комиссии за снятие наличность в аппараты будут загружать только крупные купюры. В пермских банках эти опасения опровергают, уверяя, что никто без «размена» не останется.
Возможные нарушения защитники прав потребителей ждут начиная с апреля. Дело в том, что с 1 апреля 2015 года платежная система MasterCard меняет размер межбанковской комиссии за снятие наличных в банкоматах. С фиксированного тарифа 40–45 рублей за операцию в зависимости от курса доллара платежная система переходит на процентный – 0,5% от суммы платежа. Как пишут «Известия», по плану это должно стимулировать банки-эмитенты снижать комиссию клиентов за снятие наличных в «чужих» банкоматах. Однако правозащитники считают, что банки на это не пойдут. И поскольку им становится невыгодно, когда «чужой» клиент снимает мелкие суммы, они будут загружать только крупные купюры – 5 тысяч рублей. Вот только без размена останутся в итоге и «свои».
Финпотребсоюз изложил свои опасения и направил соответствующее письмо главе Центробанка Эльвире Набиуллиной. Реакцией регулятора стало требование проводить регулярный мониторинг банкоматных сетей.
При этом в самих кредитных организациях хором говорят, что никаких проблем у клиентов не возникнет. В Сбербанке, Россельхозбанке, ВТБ24, Промсвязьбанке корреспонденту Dengi.59.ru заявили, что принцип загрузки банкоматов останется без изменений – в них по-прежнему будут как мелкие, так и крупные купюры. Сокращать банкоматную сеть в указанных организациях также не планируют. Но встречается и другой подход. «Сейчас мы проводим оптимизацию всей нашей сети, переводя клиентов в электронные каналы обслуживания, – отметил начальник управления сети самообсуживания Банка Хоум Кредит Александр Дитятев. – Функционал электронных сервисов не уступает функционалу банкоматов и терминалов. Кредит можно оплатить картой любого банка на нашем сайте. В интернет-банке клиентам доступна оплата различных услуг без комиссий».
И хотя в целом банкоматов и терминалов по городу много, нужного банка поблизости часто нет. Но просто так аппараты по городу не расставляют – на то должны быть весомые причины. «Решение об установке нового банкомата принимается, например, в случае появления у банка нового зарплатного клиента или тогда, когда для удобства наших клиентов есть необходимость поставить банкомат в крупном торговом центре, – поясняет замдиректора оперофиса «Пермский» Приволжского филиала Промсвязьбанка Артем Додин. – При принятии решения об установке банкомата или терминала в новой точке требуется финансово-экономическое обоснование». В этом случае учитывается сумма затрат на аренду места и обслуживание банкомата, его расположение, проходимость и потенциальная доходность от операций.