Рост цен вынуждает россиян отказываться от покупки нового автомобиля. А среди тех, кто все же нашел в семейном бюджете деньги на «железного коня», мало желающих оформить покупку в кредит. Чтобы помочь автопроизводителям и клиентам, правительство в очередной раз решило запустить программу льготных автокредитов.
Более 80% наших соотечественников в ближайшее время не планируют покупать автомобиль. И дело не только в том, что старая «лошадка» еще на хорошем ходу. Многие бы и рады обновить автопарк, да кризис бьет по карману. Столь существенная цифра обусловлена еще и тем, что за последний год в два раза снизилось число тех, кто готов взять на эти цели кредит. Таковы результаты февральского опроса Национального агентства финансовых исследований.
«Резкое снижение спроса на автокредитование, с одной стороны, обусловлено ростом процентных ставок, с другой – сомнениями потенциальных покупателей в том, что они смогут выплатить всю сумму займа, – говорит руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова. – При этом, если ипотечный кредит воспринимается как инвестиция, и потребители предполагают, что недвижимость – надежное вложение средств, покупка нового автомобиля в кризисный период считается, скорее, роскошью, особенно с учетом дополнительных трат, связанных с его обслуживанием».
Многие банки уже давно не делают ставку на целевое автокредитование. А после «черного вторника» они приостановили, а то и вовсе прекратили выдачу таких займов. Возможно, ситуация как-то изменится после запуска госпрограммы льготного автокредитования с 1 апреля. Ее задача – смягчить падение продаж в автомобильном секторе и заодно удержать местные заводы от сокращения штата сотрудников.
Минпромторг озвучил предварительные условия новой программы. Государство готово субсидировать банкам 70% ключевой ставки ЦБ. На данный момент она составляет 14%. Первоначальный взнос по кредиту – не менее 30%. Купить по программе можно отечественный автомобиль или произведенную в России иномарку массой не более 3,5 тонны, 2015 года выпуска. Максимальный срок кредитного договора – три года.
«Потолок» стоимости машины пока неясен. В документах фигурировала сумма 1 млн рублей, но глава Минпромторга озвучил цифру 700 тысяч рублей. Если второй вариант, то с учетом выросшего ценника в этот лимит вписывается не так много автомобилей. Поэтому надежда лишь на дилеров, которые могут сделать скидки, чтобы расширить модельный ряд в рамках программы.
По мнению ведущего аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, программа льготного автокредитования будет востребована, но такого «живительного» эффекта, как в 2011 году, ожидать не стоит. «В нынешних экономических условиях меньше людей готовы приобретать автомобили на заемные средства. Да и годовая процентная ставка на этот раз будет выше, и требования к заемщикам теперь более жесткие», – поясняет эксперт. По его мнению, в первую очередь программа призвана оживить продажи в бюджетном сегменте, который является самым крупным на рынке и который пострадал сильнее других.
Добавим, что по данным ВЦИОМ, средняя сумма, которую россияне планируют потратить на покупку автомобиля, составляет сейчас 9254 доллара США (при 1$ = 60 рублей).