Отказ сделать скидку по ОСАГО за безаварийную езду все чаще получают автовладельцы. База данных Российского союза автостраховщиков достоверностью не блещет, поэтому водителям приходится переплачивать за «автогражданку». Росгосстрах за подобные нарушения и вовсе лишился возможности продавать новые полисы обязательного страхования автогражданской ответственности.
Вот уже пятый год вся информация о скидках за безаварийную езду хранится в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (РСА). База данных заполняется страховыми компаниями, и они уверяют, что если и возникают проблемы, то они единичные. На деле же проблема уже носит массовый характер.
С просьбой устранить сбои в электронной базе депутат Госдумы Ярослав Нилов направил запрос президенту РСА Игорю Юргенсу и главе ЦБ Эльвире Набиуллиной. «В мой адрес поступила информация от граждан, обеспокоенных следующей проблемой. Автовладельцы, желающие приобрести полис ОСАГО, при перезаключении договора обнаруживают, что утрачена так называемая скидка за безаварийную езду – КБМ (коэффициент бонус-малус), – цитируют «Известия» запрос г-на Нилова. – По-видимому, в функционировании базы РСА существуют принципиальные недостатки. Множество граждан при проверке своих данных сталкиваются с тем, что имеющиеся в базе сведения некорректны, а это ведет к утрате права на скидку. Сведения и изменения в систему загружаются только страховщиками. Прошу вашего вмешательства в целях защиты прав граждан».
Стоит отметить, что на сегодняшний день установлено 13 классов страхования водителей, предусматривающих применение соответствующих коэффициентов. Впервые страхующийся гражданин платит базовую стоимость с коэффициентом «1». Чтобы претендовать на первую, пятипроцентную скидку, достаточно лишь год ездить без аварий. А чтобы получить максимальную скидку в 50% при покупке ОСАГО, нужно проездить без аварий 11 лет подряд.
Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – коэффициент, влияющий на стоимость полиса (повышающий или понижающий в зависимости от аварийности в предыдущие периоды).
В страховых компаниях утверждают, что проблемы могут быть не только в системе, но и связаны с ошибками самих водителей. «Если человек в течение года не страховался, то при заключении договора на следующий год история страхования начинается заново. Как и в случае с любой базой данных, при работе с базой РСА есть вероятность попадания в нее некорректных или неполных данных, опечаток и т.д. Нередко автомобилист, поменявший водительское удостоверение (например, при смене фамилии), забывает сообщить об этом своему страховщику, как того требуют правила страхования. Как результат – в системе РСА отсутствует связь между его новым удостоверением и предыдущей историей страхования», – объясняет начальник отдела методологии автострахования компании СОГАЗ Юрий Горцакалян.
Для решения проблемы пострадавшему водителю рекомендуют обратиться в свою старую страховую компанию. После исправления данных можно будет написать заявление в компанию, с которой заключен договор, и она обязана будет вернуть переплаченную часть страховой премии.
Росгосстрах оставили без ОСАГО
Проблемы с некорректным расчетом коэффициента бонус-малус стали основной (хотя и не единственной) причиной того, что Центробанк ограничил лицензию Росгосстраха по ОСАГО. Вчера, 26 мая, на сайте регулятора появилась соответствующая информация. Решение было принято из-за того, что компания не исправила нарушения по ОСАГО, в частности, применение КБМ. Кроме того, массовый характер носил отказ в заключении договора ОСАГО и навязывание дополнительных услуг.
В самом Росгосстрахе сообщили, что это решение ЦБ стало для них полной неожиданностью. «Те претензии, которые изложены в информации ЦБ, всегда отрабатывались в рабочем режиме и никогда не служили поводом для таких радикальных решений, – сообщили в пресс-службе страховщика. – С начала 2015 года Росгосстрах заключил более 5,5 млн договоров, за 2014 год – более 18 млн. При таком количестве клиентов неизбежны недоразумения на местах и, соответственно, жалобы в ЦБ. Число предписаний, опубликованных пресс-службой ЦБ, полученных Росгосстрахом с начала года, составляет 385. Это тысячные доли процентов от заключенных за это время компанией договоров по всей стране».
Ранее в пресс-службе также отметили, что не имеют официальных документов по данному поводу от ЦБ, кроме той, что есть на сайте. По их заверениям, компания по всей стране продолжает работать в стандартном режиме, обслуживая своих клиентов. Теперь же руководство подтверждает, что не имеет права продавать новые полисы, но по уже выданным работает в стандартном порядке.