Закон о банкротстве физических лиц отложили до 1 октября 2015 года. Арбитражные суды оказались не готовы к исполнению предписанных норм. Какие еще изменения появились в ожидаемом многими документе – в нашем материале.
С 1 июля 2015 года в нашей стране должен был вступить в силу закон о банкротстве физлиц. Строго говоря, это даже не отдельный закон, а поправки к действующему ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которым при наличии долга на сумму свыше 500 тысяч рублей и сроке задолженности от трех месяцев граждане могут подать заявление признании их финансово несостоятельными. По расчетам Федеральной службы судебных приставов, к концу марта данные критерии попадало более 400 тысяч наших граждан. И если все они решат подать заявление, суды могут списать долги на общую сумму до 2 трлн рублей. Причем, с каждым месяцем потенциальных банкротов становится гораздо больше.
Тем не менее власти решили отсрочить вступление закона в силу до 1 октября 2015 года. Связано это с тем, что в последний момент дела о банкротстве отдали в ведение арбитражных судов, хотя изначально предполагалось поручить их судам общей юрисдикции, сообщает «РГ». Решение обусловлено тем, что у арбитражных судов уже есть опыт рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц и ИП. Но для граждан это как раз отрицательный момент, ведь арбитражные суды первой инстанции есть только в региональных центрах. И это значительно усложнит процедуру подачи заявления жителям небольших городов и сел.
Подать на банкротство, имея задолженность более 500 тысяч рублей, может как сам должник, так и его кредиторы, после чего в течение 6 месяцев составляется трехлетний план погашения долгов при наличии у должника постоянного источника доходов – реструктуризация. В течение этого времени перестают начисляться проценты, пени и штрафы. Если постоянного источника дохода нет, решением суда реализуется имущество должника, а вырученные деньги распределяются между кредиторами.
Стоит отметить, что согласно новой версии документа процедурой банкротства можно воспользоваться, минуя реструктуризацию. По словам юристов, для 99% должников реструктуризация в любом случае бессмысленна, поскольку у них попросту нет денег. А вот банки эту идею не оценили, считая, что объявление себя банкротом, минуя реструктуризацию, – это поле для всевозможных злоупотреблений. К слову, финансовый омбудсмен Павел Медведев, говоря ранее о пользе нового закона, делал ставку именно на рестуктуризацию. «Главная надежда: моя, заемщиков и банков – реструктуризация. Закон о банкротстве физлиц в основном посвящен этой процедуре. Плохо, что в нем не дано определение реструктуризации и не прописан механизм, как ее правильно осуществить. Но это полбеды, так как Ассоциация российских банков (АРБ) уже разработала алгоритм реструктуризации, он был проверен и показал прекрасные результаты», – отметил тогда уполномоченный.
Есть еще такое новшество в законе – собственное банкротство не будет освобождать человека от материальной ответственности в случаях, когда он сам довел до банкротства банк или компанию.
«Необходимость принятия Закона о банкротстве физических лиц в России назрела давно, а текущая ситуация сделала его актуальность высокой как никогда и для кредиторов, и для должников, – отметил руководитель исследовательских проектов НАФИ Сергей Антонян. – В первом квартале 2015 года совокупная сумма просроченной задолженности россиян перед банками достигла 754,9 млрд рублей, сохраняя высокие темпы роста. К тому же, по данным опроса НАФИ, каждый десятый россиянин лично сталкивался с проблемами выплат по кредитам. Драйверами снижения кредитоспособности российских граждан стали уменьшение реальных располагаемых доходов, рост безработицы и высокие темпы инфляции. Россияне с низким уровнем дохода, набрав кредитов в благополучные годы, когда ежегодный рост рынка кредитования превышал 40%, попали сегодня в затруднительное положение. Дополнительное давление на них оказывает ужесточение требований банков к потенциальным заемщикам, усложнившее получение новых кредитов для обеспечения выплат по текущим займам».
Добавим, что согласно исследованию НАФИ, две трети россиян позитивно оценивают данный закон, полагая, что возможность объявить себя банкротом – хорошее решение, способное помочь людям, загнанным в долговую яму. Впрочем, каждый второй при этом опасается, что это приведет к росту безответственности заемщиков.