О переводе накоплений в НПФ или смене одного фонда на другой можно будет узнать лишь при личном обращении в Пенсионный фонд или через сайт Госуслуг. Минтруд намерен отменить почтовые уведомления, посчитав их лишней тратой денег. Можно ли перевести средства без ведома клиента и почему граждане забывают о подписании договора, разбирался журналист Dengi.59.ru.
ПФР перестанет письменно уведомлять граждан о переводе их пенсионных накоплений. Снять эту обязанность с ведомства предложил Минтруд. То есть узнать, кто сейчас «рулит» вашей накопительной пенсией, можно будет лишь при обращении в ПФР или в личном кабинете на сайте ПФР, где понадобится логин и пароль от сайта Госуслуг. Изменения вносятся в законы «О негосударственных пенсионных фондах» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в РФ», сообщают «Известия».
По действующему законодательству, если меняется компания, которая управляет пенсионными накоплениями, ПФР должен уведомить об этом граждан. Но речь не только о переводе средств. Граждан должны извещать о реорганизации компании, об отказе в приеме заявления, а также если договор о переводе средств признан недействительным.
Казалось бы, невелика проблема: человек должен знать, где находится его пенсия. Ведь если никаких заявлений на перевод средств не подписывалось, накопительная пенсия по умолчанию хранится в ПФР. А если было желание перевести свои деньги в какой-либо НПФ, место нахождения средств известно. Однако на деле не все так просто.
Где деньги?
Как ни странно, но граждане порой сами забывают о подписании договора о переводе пенсионных накоплений в НПФ или управляющую компанию. Дело в том, что заявления принимаются в течение года. Затем до 31 марта следующего года средства должны быть переведены в соответствии с желанием гражданина, и уже после этого происходит оповещение. В итоге временной промежуток может составить более года.
Кроме того, было немало случаев, когда о переводе средств клиенты узнавали уже постфактум. Но это уже дело рук недобросовестных агентов и проблема невнимательности клиентов. Например, во время подписания большого пакета документов на кредит или страховку, клиенту заодно подсовывают заявление на перевод в определенный НПФ или управляющую компанию. А некоторые недобросовестные агенты и вовсе подделывают подписи граждан, получив доступ к персональным данным. Впрочем, с 2014 года правила подачи заявления изменились – теперь это можно сделать лишь через Пенсионный фонд. Новые правила ввели как раз для того, чтобы накопления граждан не переводились в НПФ без их ведома.
Уведомления – трата бумаги или реальная необходимость?
Итак, узнать о совершившейся операции с вашими пенсионными средствами Минтруд предлагает лишь при личном обращении в ПФР или в Интернете (для пользователей Госуслуг). Отправку уведомлений по почте сочли неэффективной, поскольку письма часто не доходят до адресата из-за неактуальных почтовых данных в базе ПФР. И деньги, потраченные на отправку писем, уходят вникуда.
При этом надо учесть, что аудитория пользователей портала Госуслуг по итогам первого квартала 2015 года составила 14,8 млн человек. То есть подавляющее большинство граждан будут вынуждены все же лично обращаться в ПФР за необходимой информацией. В том числе и чтобы удостовериться, что заявление о переводе средств было принято. Так, по итогам 2014 года из 5,9 млн заявлений граждан на переход в НПФ сотрудники ПФР одобрили лишь 3,1 млн. Причины отказов – заявление подано в неправильном отделении и некорректное заполнение документов.