Установить табу на постоянное изменение тарифов ОСАГО намерено правительство. Базовые ставки будут меняться не чаще одного раза в год. Страховщики идею встретили в штыки, считая, что ориентиром должен быть сам рынок, а не ограничения «сверху».
В законопроекте о «заморозке» тарифов ОСАГО предлагалось оставить их неизменными вплоть до 2017 года. Этот мораторий Центробанк не поддержал, посчитав срок слишком долгим. Но с позицией, что корректировка тарифов должна быть доступна лишь спустя 12 месяцев после их последнего изменения, регулятор согласился, сообщают «Известия». Напомним, соответствующие ограничения предложили в марте депутаты ЛДПР Ярослав Нилов и Игорь Лебедев.
Пересчитывать сумму страховки автовладельцам приходилось уже дважды за последний год. В октябре 2014 года были повышены базовые ставки и введен тарифный коридор 5%. В апреле вновь были повышены базовые значения – планка поднялась сразу на 40%, а тарифный коридор расширили до 20%. Помимо этого, начиная с апреля текущего года в некоторых регионах сменились территориальные коэффициенты, причем как в сторону увеличения, так и снижения.
Стоит отметить, страховщики изначально высказали позицию, что длительный мораторий на повышение тарифов противоречит самой сути экономической деятельности. «Предложение о «заморозке» любых, в том числе, страховых тарифов противоречит самой сути экономической деятельности и может связать руки регулятора в экстремальных ситуациях, когда обстановка на финансовом рынке и в экономике потребует принятия необходимых мер по выходу из кризиса», – заявлял тогда президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Впрочем, и годовое табу на рост тарифов страховщиков не устраивает. Им подавай возможность править ОСАГО дважды в год. В качестве аргумента, в частности, ссылаются на удорожание ремонта. «Резервы будущих выплат формируются заранее, исходя из текущих цен на ремонт, которые установлены действующими справочниками. При изменении стоимости ремонта меняется объем ответственности страховой компании и увеличивается себестоимость продукта для компании, – поясняет руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров. – Чтобы не происходило разрыва между резервами и заявленными убытками, вместе со справочниками в сторону соответствия текущей инфляции должны двигаться и тарифы на ОСАГО. Справочники средней стоимости определения расходов на ремонт автомобиля в рамках ОСАГО должны обновляться два раза в год – в соответствии с инфляцией на запчасти.
Добавим, что за первое полугодие 2015 года сборы по ОСАГО в Пермском крае выросли на 29% до 1,52 млрд рублей, подсчитали специалисты компании «Согаз», проанализировав данные Центробанка. Свою роль как раз сыграло повышение тарифов. В то же время из-за увеличения лимитов возмещения ущерба объем выплат по ОСАГО также значительно опережает прошлогодние показатели: выплаты выросли на 22% до 821,7 млн рублей. А вот в добровольном автостраховании (автокаско + ДСАГО), напротив, наблюдается существенное падение, связанное, прежде всего, со снижением объемов продаж новых автомобилей. Сборы страховщиков по этому направлению уменьшились за год на 26% до 957,9 млн рублей.