Заменить логин для входя в интернет-банк на мобильный номер клиента предложил один из сотовых операторов. Так будет удобнее самим пользователям, которые часто забывают учетные данные, уверяют авторы идеи. Однако инициатива не получила большой поддержки. Эксперты опасаются, что это лишь упростит жизнь мошенникам. В чем опасность такой унификации, разбирался журналист Dengi.59.ru.
Знаете ли вы наизусть свой логин для входа в интернет-банк? Наверняка, многие ответят отрицательно. По статистике, один из самых распространенных запросов в службы поддержки, – восстановление забытого или утерянного логина. Чтобы не загружать память клиентов лишней информацией, сотовый оператор МТС предложил использовать в качестве логина телефонный номер, пишут «Известия». Пароль будет по-прежнему присваиваться банком, хотя при желании его можно изменить в личном кабинете на сайте банка.
Представители оператора уверяют, что замена банковского логина номером сотового телефона для пользователя удобна и неопасна. Эту позицию разделяют и некоторые банки, посчитав, что клиент все равно сообщает банку свой номер телефона – это необходимо для контакта с клиентом, особенно при необходимости заблокировать утерянную или украденную карту. «Часто логин, который присваивается клиенту при регистрации в интернет-банкинге, является трудно запоминаемым набором символов, и зачастую его вместе с паролем сохраняют на носитель или записывают на бумагу, – цитирует федеральное издание директора департамента маркетинга Локо-банка Дениса Зверика. – Таким образом, защита от кражи учетных данных даже возрастает».
И хотя сторонники идеи нашлись, противников куда больше. «Приведение идентификационных данных к единому формату во всех банках и у всех владельцев счетов стимулирует рост мошенничества и увеличит случаи кражи телефонов, – считает управляющий филиалом АКБ «Фора-банк» (АО) в Перми Василий Шилов. – Если злоумышленники завладеют мобильным устройством, то у них уже окажется два из трех «ключей», необходимых для доступа к средствам, так как на телефон приходят коды для совершения операций в интернет-банке. Поэтому инициатива вызывает опасения и нужно дополнительно изучить все «подводные камни» и возможные опасности нововведения для клиентов банков».
Стоит отметить, что и другие сотовые операторы энтузиазм МТС не поддерживают. «Сегодня мы все пользуемся огромным количеством личных кабинетов, являемся пользователями социальных сетей. В эпоху информационных технологий запомнить еще один логин и пароль – для нас обычное действие. И едва ли такая стандартизация в сегменте банковский сферы избавит нас от необходимости держать в голове огромное количество информации, – говорит PR-менеджер пермского филиала Tele2 Елена Тырина. – При этом такая стандартизация может привести к росту случаев мобильного мошенничества. Проблемы могут быть связаны и с тем, что номера телефонов меняются, долго неиспользуемые номера снова поступают в коммерческий оборот и переходят к другим абонентам, что может привести к путанице. Тогда как личный логин, выбранный абонентом по его желанию или предложенный банком, может быть известен только самому клиенту банка, и это серьезный барьер на пути мошенников к завладению персональных данных. Этого нельзя сказать о номере мобильного телефона, который известен широкому кругу лиц, и который, к тому же может быть не единственным у абонента. И все это в ситуации низкой финансовой грамотности населения. Самый простой пример: абоненты часто не извещают банк о смене номера, привязанного к банковской карте, а ведь этой ситуацией могут воспользоваться мошенники. Сколько бы ни операторы связи, ни банки не предупреждали об этом, такие ситуации, к сожалению, все еще возникают».
Напомним, ранее общественники предлагали бороться с бесконтрольной продажей SIM-карт. По их мнению, чтобы снизить активность мошенников, крадущих средства с банковских счетов и обналичивающих их через мобильные, нужно ввести ограничение для абонентов – не более 10 номеров сотовой связи (в сумме по всем операторам).