В грубости коллекторов стали обвинять реже. За год доля подобных жалоб от должников снизилась на 10%, таковы данные «Финпотребсоюза». Участники рынка говорят, что угроз и хамства при общении с клиентом действительно стало меньше, так как «серые» коллекторы постепенно сворачивают свою деятельность. Однако есть мнение, что заемщики попросту отчаялись жаловаться на произвол взыскателей долгов.
Количество должников, которых не устроило общение с коллектором неуклонно растет. За первое полугодие 2015 год число претензий в адрес коллекторов, служб взыскания банков и МФО выросло на 20% до 1 тысячи, – приводят «Известия» данные организации «Финпотребсоюз». В то же время доля жалоб на грубость, оскорбления и прямые угрозы снизилась с 50% до 40%. Аналитики связывают это с тем, что крупные компании лучше следят за своими сотрудниками и не допускают явных угроз при общении с клиентом. А недобросовестных участников, которые будут всячески «давить» на должника, пока тот не расколется, становится меньше.
Если верить статистике, коллекторы стали лояльнее и вежливее общаться с клиентами. «Я все-таки надеюсь, что количество жалоб уменьшилось за счет более профессионального подхода коллекторов к своим трудовым обязанностям. На мой взгляд, рынок недобросовестных «взыскателей долгов» с каждым днем уменьшается в связи с ужесточением данного вида деятельности на законодательном уровне и с приходом понимания коллекторами необходимости цивилизованного общения с должниками и только в рамках правового поля», – отметил руководитель коллекторского отдела компании «Интеллект-С» в Перми Руслан Исмагилов.
При этом в «Финпотребсоюзе» отмечают, что если на грубость коллекторов стали жаловаться реже, то стало больше претензий на разглашение информации о долге. То есть взыскатели пытаются подключить к процессу родственников, начальство на работе и т. п.
Немалую долю занимают жалобы, связанные с ошибочными претензиями, когда долг уже погашен или его не было совсем.
Владельцам смартфонов предлагают установить приложение «Антиколлектор».
«Сложно однозначно ответить на вопрос об упрощении взаимодействия с коллекторами, особенно в свете ситуации, когда общий объем задолженности граждан растет, – говорит руководитель рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» отделения ОНФ в Пермском крае Геннадий Сандырев. – Однако не может не радовать новость о том, что в Госдуму внесен соответствующий законопроект о коллекторской деятельности. Более того, свою роль играют профессиональные коллекторские ассоциации, которые заинтересованы в добросовестном ведении деятельности. Значительные подвижки есть – это нельзя не заметить. Время покажет».
Действительно, разработано уже уже два законопроекта о коллекторской деятельности. Предполагается, что коллекторы не смогут сообщать кому-то, кроме должника, информацию о задолженности и о взыскании. И нельзя будет делать эту информацию публичной. Сейчас, например, можно встретить объявления о должнике прямо на подъезде его дома. Помимо прочего, коллекторы не смогут заниматься взысканием долгов с несовершеннолетних, недееспособных, психически нездоровых. И должников не смогут донимать звонками с 22:00 до 8:00 в будни и с 20:00 до 9:00 в выходные и праздники. беспокоить его более одного раза в сутки, более трех раз в неделю и более десяти раз в месяц, должник сможет дополнительно ограничить свое общение с коллектором и пр.
Однако пока четкого закона, регулирующего деятельность коллекторов пока нет, некоторые спикеры высказывают предположение, что люди просто отчаялись жаловаться. Потому и статистика говорит о том, что взыскатели стали вежливее.