По оценке экспертов, вторая половина 2017 года стала благоприятным временем для бизнесменов, которые хотят сотрудничать с банками. Центральный банк понизил ключевую ставку до 9%. Курс доллара стабилизировался, как и цена на нефть. Наступил действительно положительный период для того, чтобы брать кредиты на развитие своего дела. Однако не все банки легко их выдают. Вместе с экспертами мы разбирались, на что следует обращать внимание при выборе банка.
1. Банк – надежный партнер
Партнерство означает, что банк заинтересован в успехе бизнесмена и готов давать больше, чем просто финансовые продукты. В борьбе за клиентов банки часто предлагают различные бонусы. К примеру, сразу же при открытии счёта клиенты Альфа-Банк получают сертификаты на общую сумму 33 000 рублей, которые могут потратить на рекламу в интернете, социальных сетях, e-mail-рассылку.
– Так как сегодня банков действительно много, а от разнообразия предложений рябит в глазах, обращать внимание при выборе банка нужно на его надежность. А надежность – это бренд. Узнайте, какова доля банка в стране и в Перми, сколько в нем активных клиентов. Пообщайтесь со специалистами, узнайте, насколько они разбираются в сути бизнес-процессов. Еще один важный момент – безопасность. Банк должен предоставлять конкретные инструменты клиентам, чтобы те могли спокойно сохранить и приумножить то, что зарабатывали всю жизнь, – советует директор массового бизнеса Альфа-Банка в Перми Алексей Якимов.
Сейчас конкуренция между банками за малый бизнес обострилась. Банкиры понимают, что в сотрудничестве можно многого добиться, а потому начинают бороться за предпринимателей. Многие понижают ставки. Например, в Альфа-Банке еще в конце прошлого года ставка на беззалоговый кредит для бизнеса была снижена на 4 п.п., а минимальная ставка составила 12,5%.
Совет 2. Банк – эксперт
Выбирайте банк, который не просто выдает займы, а помогает развивать бизнес. Ведь предприниматель, приходя в банк за кредитом, фактически проходит проверку, узнаёт, насколько его бизнес здоров, твердо ли стоит на ногах. И конечно, специалисты банка должны быть в курсе бизнес-процессов, иначе под ударом будет и клиент, и сам банк. Как подчеркивает Алексей Якимов, сотрудники должны обладать экспертизой почти в каждой области:
– Когда мы выходим в ресторанный бизнес, то должны в нем разбираться и говорить с клиентом на его языке. Мы узнаем, как он открывал торговую точку, какую проходимость он ожидал в первом квартале, какой объем расходов планирует, как будет раскручивать бизнес. На основании этой информации мы предлагаем для него оптимальные решения. Для каждой отрасли у нас есть готовые кейсы, в которых отражены примеры реальных успешных бизнесменов. Мы работаем с людьми из разных отраслей, предпочтений нет, – подчеркивает Алексей Якимов. – Неважно, чем занимается клиент, мы готовы развивать любой бизнес. Я считаю, что малый бизнес – это костяк экономики всей страны. Не так давно благодаря Альфа-Банку в Перми открылся фитнес-центр, в бутик поступила коллекция одежды известного итальянского бренда, и была расширена розничная продажа овощей и фруктов. И это малая часть успешных проектов, которые реализовали пермяки, которые обратились к сотрудникам банка.
Совет 3. Без лишних хлопот
Выбирайте то, что сэкономит время и деньги, будет для вас удобно, обратите внимание, проявляет ли банк свое «человеческое лицо». Сегодняшний предприниматель в первую очередь не хочет обременять свои активы залогами, а также тратить время и средства на оценку этого залога и его страхование. Тем более что у предпринимателей нередко бывают сложности с залоговой базой, и ее трудно оценить.
Именно поэтому оптимальный выбор для предпринимателя – беззалоговый и нецелевой кредит. В Альфа-Банке, например, можно взять кредит на сумму до 6 млн рублей. При этом, здесь не будут отслеживать, как вы распорядитесь финансами. Алексей Якимов рассказал, как именно его получить:
– Кредит «Партнер» мы предоставляем бизнесу, который существует не меньше 12 месяцев. Для начала наш сотрудник приезжает к клиенту, оценивает его бизнес и уточняет, под какие нужды клиент хочет взять деньги. Вместе они находят оптимальные решения и определяют сумму. По факту мы делаем так, чтобы выплаты были комфортными для клиента.
Совет 4. Заведите запасной кошелек
Каждый предприниматель сталкивается в своем бизнесе с кассовым разрывом. Овердрафт в таком случае – лучшее решение. Нужно просто подключить лимит и в случае кассового разрыва отправить платёж за счет лимита овердрафта. Платить банку нужно будет только за время использования денег.
– Ценообразование мы устанавливаем в зависимости от того, сколько клиент с нами работает по расчетному счету. Скидка по ставке может достигать 3%. Еще одни продукт – экспресс-овердрафт – это совершенно новая технология работы с юридическими лицами. Система ежемесячно проводит анализ действующей клиентской базы, автоматически рассчитывает лимит и формирует предложение клиентам. За 2 недели заключено уже 15 таких сделок. Срок выдачи – от трех часов до двух суток – рассказал Алексей Якимов.
Овердрафт сегодня предлагают многие банки, а вот автоматизированный экспресс-овердрафт – только крупные игроки, поскольку создание этой системы требует немалых инвестиций в технологии и большого опыта работы в данном сегменте.
Совет 5. Экономьте на налогах
Если для дальнейшего развития собственного дела необходим грузовой автомобиль, легковой автомобиль или спецтехника, а наращивать долговую нагрузку не хочется, выбирать стоит лизинг. Другие преимущества этого вида кредитования – возможность получить экономию на налогах, отнеся расходы на себестоимость, и самортизировать имущество с коэффициентом до 3-х. Кроме того, по программе «Альфа-Мобиль» в лизинговый платёж можно включить еще и любые дополнительные услуги (регистрация автомобиля и постановка на учёт, спутниковая сигнализация, страхование), что позволит значительно сэкономить время на администрировании этих услуг. Если собственник бизнеса хочет приобрести автомобиль в личное пользование, то имеет смысл взять его в лизинг именно на юрлицо. Так можно воспользоваться всеми выгодами лизинга.
Совет 6. Банк гарантирует
Банковская гарантия – это очень удобный продукт, суть которого заключается в том, что банк выступает гарантом соблюдения условий сделки. Можно сказать, что это обещание банка выполнить обязательства за клиента. Гарантия необходима компаниям, которые только планируют или уже участвуют в торгах, аукционах или конкурсах на получение заказа, ведь для участия зачастую требуется обеспечение заявки либо денежными средствами, либо гарантией. В случае победы для заключения договора также может требоваться обеспечение в виде денежных средств либо гарантии. В обоих случаях гарантия позволяет клиенту открывать новые возможности для бизнеса, не извлекая денежные средства из оборота, которые можно направить на текущие потребности – закупку товара или оплату услуг.
– Действительно, мы видим, что сегодня банковская гарантия очень востребована у предпринимателей и планируем запустить этот продукт в ближайшие месяцы, – поделился Алексей Якимов.
Совет 7. Время – деньги
Бывает так, что времени ждать одобрения заявки на кредит у бизнесменов просто нет. На счету каждый день. А некоторые банки могут рассматривать заявки и документы потенциальных клиентов около двух месяцев. Для малого бизнеса это время может стать роковым. Поэтому есть смысл обращаться туда, где это делают максимально быстро.
– Не так давно мы выдали клиенту кредит за 4 дня. Он уезжал за границу и не мог долго ждать. Мы сработали оперативно и качественно – пошли навстречу клиенту и сократили сроки выдачи кредита до минимума. Я считаю, что банк должен ценить время своих партнеров – рассказал Алексей Якимов.
Совет 8. Банк меняется вместе со своими клиентами
Эксперты финансового мира уверены, что эффективный банк должен изменяться в зависимости от ситуации и потребностей клиентов. Некоторые банки даже создают клиентские клубы, в которых проводят мастер-классы и семинары по финансовой грамотности. Это отличная возможность отслеживать тренды, быть в курсе событий и новых возможностей.
– Для меня предприниматель – это человек, который уже достиг успеха, – говорит Алексей Якимов. – Не каждому по плечу открыть свое дело, пойти на риски. Бизнесмены сейчас действительно грамотно подходят к своему бизнесу, внимательно оценивают, что сделать для достижения результатов. Но чтобы быть на волне, и банку, и бизнесменам нужно постоянно учиться. Мы всегда на связи с клиентами, нам важна обратная связь для того чтобы понимать, какие потребности есть у бизнеса, в какую сторону нам необходимо двигаться, какие продукты и услуги предлагать.Клиенты часто выступают нашими советниками. Так происходит совместное развитие и банка, и бизнеса.
Каждый квартал в пермском филиале Альфа-Банке проходят семинары для клиентов. Один из последних был посвящен налогово-бухгалтерскому учёту. Темы специалисты обычно выбирают на основании запросов клиентов. В рамках Клуба клиентов партнеры делятся своим опытом, рассказывают, как поступать в той или иной ситуации.