С начала следующего года мотовозоремонтный завод покинет территорию завода имени Шпагина. Многие называют этот участок «лакомым куском» в городе. Городские власти планируют использовать это пространство для переезда трёх музеев, привлечения бизнеса и арт-менеджеров.
Авторы проекта уже совсем скоро начнут моделировать будущий центр. А пока они собрали мнения экспертов, чтобы использовать их при проектировании.
— Мы очень хотим, чтоб проект «Завод Шпагина» перестал быть черным ящиком, — говорит организатор социокультурных проектов Мария Лямина. — Поэтому мы собрали фокус-группы, которые стали первым публичным шагом для того, чтобы люди были в курсе процессов.
Прежде чем выслушать мнения экспертов, им перечислили ценностные установки, которые проектировщики будут учитывать. Так, новое культурное пространство «Завод Шпагина» должно создаваться как новый бренд Перми, стать центром притяжения для молодежи. Это не только культурный комплекс, это и особенное градостроительное решение, связанное с изменением промзоны. Будут учтены находящиеся рядом территория пермской набережной, Разгуляя и природный лог. Важно создать комфортное уличное пространство, предложить новую модель городу и его жителям, сформировать комплексное решение для размещения трех музеев. При этом сохранить память места, проработать эту историю и не превратить его в торговый центр.
59.ru собрал самые интересные идеи участников фокус-групп по преображению этого пространства.
Нужна архитектурная доминанта. Владимир Береснев, заведующий отделом новейших течений Пермской художественной галереи
— Это может быть аналогом Красной площади в Москве. Но в нашем случае нет архитектурной доминанты, которая стала бы таким маячком. Ими в Перми сейчас являются здание галереи и «Башня смерти». Нужно, чтобы это место было заметно издалека, чтобы каждый, кто приезжает в Пермь, видел этот визуальный или архитектурный ориентир, который стал бы точкой притяжения.
Как завод-парк в Дуйсбурге. Юлия Баталина, редактор отдела «Культура» издательского дома «Компаньон»
— Идеальным примером может быть Дуйсбург и его заводы «ТиссенКрупп». Они позакрывались в 80-е годы, но их не снесли, и сейчас на их месте созданы интересные объекты. Например, бывшая огромная домна превращена в скалодром. Там возникло 23 новых предприятия, в том числе гостиницы, концертные залы, конференц-залы. Интересно, что муниципалитет создал лишь первое предприятие, остальные стали открываться сами. Это огромная территория с экскурсиями по заводу. Медеплавильные конструкции до сих пор стоят, можно зайти в них, забраться наверх и с их высоты посмотреть на окружающее. Кроме того, это природоохраняемая территория, потому что там настолько комфортная парковая среда, что даже зверушки появились. Пермские промышленные зоны сделать бы такими.
Перевезти сюда кладбище паровозов. Александр Черепанов, директор музея «Ретро-Гараж»
— Завод — это готовое место для технической экспозиции. В ХХ веке паровоз был основным доступным средством, именно с этого завода в годы войны выехали три бронепоезда. Поэтому надо проявить уважение к 140-летнему предприятию и очень бережно отнестись к тому техническому наследию, которое мы имеем сегодня. Многие приезжающие в Пермь просят свозить их в Шумково на так называемое кладбище паровозов. Почему бы его не перевезти на этот завод?
Мультиплощадка для туристов. Александр Люкшин, путешественник
— Ту идею, которая не получилась на Арбате, можно было бы реализовать на заводе Шпагина. Интересно показать в современной подаче всё то, что есть в Пермском крае — промышленную историю и туризм, показать красоты Пермского края. Это должна быть такая мультиплощадка, интересная для туристов.
Место, где будет интересно в любое время дня. Евгений Коробейников, директор пространства событий «Пермский часовой завод»
— Целевой аудиторией должны быть именно жители Перми, не стоит превращать завод в выставочный центр достижений Пермского края. В Перми должно быть такое место, кроме парка Горького, где было бы интересно провести время в выходной день всей семьей. Это место должно быть прежде всего интересно самим пермякам.
Микрополис: и бизнес, и туризм, и культура. Ольга Будаева, автор проекта «Тур-Перезагрузка»
— Завод мог бы стать конструктором, мобильной площадкой для проведения фестивалей, там должны быть гостиница, ресторан и точки питания. Микрополис — инфраструктурный объект, где бы совместились и бизнес, и туризм, и культура. В Перми не хватает мест для проведения деловых мероприятий на 500 человек. там можно было бы проводить мастер-классы для детей и активности для взрослых.
Ориентир — модель «Винзавод» или «Стрелка». Михаил Сурков, галерист, арт-куратор
— Нужно не забывать, что это место исторического памятника «Егошихинский медеплавильный завод» и место впадения реки Егошихи в Каму. Что касается зрительской модели, для нас более актуальны две — столичного центра современного искусства «Винзавод» и института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Но нужно понимать, что визуально это Бродский (архитектор Александр Бродский, который провёл реконструкцию «Винзавода». — Прим. ред.), идеологически — это Палажченко (Николай Палажченко — арт-директор «Винзавода». — Прим. ред.), а все остальное — это аура места. Идеология Палажченко целиком ориентирована на культурный рынок, а у нас его нет.
Пример — «Ельцин центр». Пётр Кравченко, куратор проекта «Лето Парк»
— Прекрасный пример работы с пространством — «Ельцин центр». Это и книжный магазин «Пиотровский», и конференц-залы, и образовательные программы, и рестораны. И вокруг можно прогуляться, и выставки посмотреть. Сразу много событий. А изначально он строился как торговый центр. В итоге получилось очень гармонично.
Побольше интерактивов. Алиса Филичкина, создатель проекта Red Market, дизайнер
— В Мюнхене есть интерактивный музей транспорта, там можно залезть во все машины. У нас в Перми большая проблема с интерактивами, особенно для детей. Да, есть «Музей древностей», «Чердак» в PERMM, но этого мало. В Новой Зеландии тоже есть Музей авиации, там представлены части салонов самолетов. И все это интерактивно и мультимедийно. Может быть, на этой площадке совместить авиа и транспортную тематику?
Искусства должны взаимодействовать. Нина Соловей, директор фестиваля «МОНОfest»
— Новая площадка может стать местом притяжения артистов, музыкантов и арт-менеджеров. Режиссер, который запрашивает нестандартные технические параметры сцены, и обычная ему не подходит, может реализовать свой проект здесь. Удачно, что эти здания остаются у города. Но главное, чтобы всё это не превратилось в краснокирпичное здание с выставочными площадями. Три музея — это прекрасно, но мы сталкиваемся с тем, что самые успешные связаны с сотрудничеством, когда одно искусство проникает в другое. Если это получится, то будут очень любопытные истории, на которые приедет молодежь, да и старшее поколение. И уезжать из Перми не захочется.
Чтобы идеи не навязывались сверху. Сергей Ефремов, директор по техническим вопросам Пермской краевой филармонии
— Важно, чтобы идеи и проекты тех, кто будет создавать здесь что-то, — кураторов, галеристов, музыкантов и режиссеров — росли и зрели в этом пространстве сами, без вмешательства сверху. Чтобы идеи не навязывались, потому что это бывает недолговечно. Пусть это будет местом, куда можно пойти в выходные, да ещё и не один раз.
Девять интересных фактов о заводе:
Площадь завода имени Шпагина занимает 84 900 квадратных метров.
Если посмотреть на завод сверху, можно увидели силуэт буквы «Ш», которую образуют основной корпус и здание заводоуправления.
История завода начинается с 1 октября 1876 года, когда построили первую железную Горнозаводскую дорогу. Тогда же появились первые железнодорожные мастерские.
На заводе в период мастерских в течение недели работал писатель Александр Грин. На заводе до сих пор есть уголок памяти автора «Алых парусов».
В 1927 году мастерские были переименованы в Пермский паровозоремонтный завод имени Шпагина.
Алексей Шпагин — рабочий, революционер-большевик, депутат.
Еще одно переименование завод претерпел в 2005 году, когда предприятие получило название пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш».
На территории находятся два здания со статусом культурного наследия.
Также здесь есть своя Красная площадь. Об этом гласит мемориальная табличка на фасаде одного из корпусов.