Бизнес Бизнес-омбудсмен Прикамья: «Самое сложное — понять иррациональное поведение некоторых чиновников»

Бизнес-омбудсмен Прикамья: «Самое сложное — понять иррациональное поведение некоторых чиновников»

Поговорили с Павлом Новосёловым о проблемах пермских бизнесменов, с которыми они идут к уполномоченному

Павел Новосёлов стал региональным уполномоченным по правам предпринимателей осенью 2020 года

С осени у Пермского края новый уполномоченный по правам предпринимателей — Павел Новосёлов. Он пришел из бизнеса — до этого руководил рестораном китайской кухни. Но ранее успел поработать и в Пермской торгово-промышленной палате, и в ТПП России, и в краевом Роспотребнадзоре.

Мы встретились с Павлом Новосёловым, чтобы обсудить проблемы предпринимателей в коронавирусном 2020 году и итоги этого непростого периода. А также выяснить, какие новшества вступили в силу в 2021 году — на что стоит обратить внимание малому и среднему бизнесу.

— Вы приступили к обязанностям в прошлом году, значит, уже можете делать какие-то выводы о работе аппарата уполномоченного. Часто ли предприниматели обращаются за помощью? С какими проблемами?

— В 2020 году число обращений по сравнению с 2019-м выросло на 45%. Большей частью это связано с пандемией коронавируса. Всего за год поступило 1651 обращение, из них 35 — это коллективные жалобы, когда предприниматели объединялись по одной проблеме. То есть в целом за помощью обратилось более двух тысяч представителей бизнеса.

С марта 2020 года в связи с временным ограничением на работу многих организаций у нас была организована горячая линия. На нее также поступило много обращений: никто в тот момент не знал, как себя вести в новых условиях, где получать помощь да и можно ли вообще на нее рассчитывать.

Больше всего жалоб было на действия или бездействие региональных (43%) и федеральных властей (30%), а также на органы местного самоуправления (11%). Кроме того, жаловались на бюджетные учреждения, государственные монополии и банки.

— На что именно чаще жаловались?

— Особенно актуальными для малого и среднего бизнеса были проблемы в сфере земельно-имущественных и арендных отношений. На федеральном уровне было принято решение о так называемых «арендных каникулах». Арендаторам из пострадавших отраслей экономики разрешили получать отсрочку по внесению платежей, если контракты были заключены до введения режима повышенной готовности. Но далеко не все владельцы помещений на это соглашались.

Приведу пример. В Кунгуре руководство физкультурно-оздоровительного комплекса (это муниципальное учреждение) отказалось снижать арендную плату и предоставлять отсрочку по платежам. Вместо этого предложило расторгнуть договор об аренде. Предпринимателя-заявителя после обращения в аппарат уполномоченного пригласили на совместный скайп-прием с прокуратурой Пермского края. Прокурор Кунгура внес представление начальнику местного управления культуры, молодежной политики и спорта, а также директору ФОК об устранении нарушений. И требование подготовить допсоглашение к договору аренды, предусматривающее отсрочку и уменьшение арендных платежей. В результате дополнительное соглашение к договору аренды подписали.

Были и вопросы о расторжении договоров аренды, переводе из жилого помещения в нежилое и другие. Жаловались на задержки по оплате поставок — в первую очередь это коснулось лекарств. Обращались за консультацией о маркировке товаров: с прошлого года в схему включили обувь, частично — одежду, бутилированную питьевую воду. В районах просто не хватает специалистов, способных настроить технику для маркировки и научить ею пользоваться. А людям, которые не на «ты» с компьютером, это сложно. Поэтому мы обращались в центр «Мой бизнес», чтобы они проводили обучающие мероприятия.

С июля прошлого года разрешена продажа только маркированной обуви

Большой блок касался споров по кадастровой оценке. Владельцы коммерческой недвижимости оспаривают ее кадастровую стоимость, так как от этой суммы начисляют налоги. За прошлый год специальная комиссия (с этого года она не работает, так как изменился порядок оспаривания) рассмотрела 2093 обращения, причем 67% из них — с положительным результатом. Среднее уменьшение кадастровой стоимости составило 20%.

— А что с НТО? В 2019 году киоски и павильоны массово сносили, их владельцы боролись против такого решения. Ситуация изменилась?

— Проблема всё еще существует, несмотря на объявленный мораторий на снос киосков и павильонов до 20 ноября 2022 года (при условии, что на момент начала пандемии они размещались на законных основаниях). Но сейчас по сравнению с 2019 годом страсти немного утихли. Помогло не только введение моратория, но и решения судов разных инстанций: власти перестали предпринимать меры по демонтажу НТО. В Заксобрании Пермского края сейчас находится проект закона «О внесении изменений в отдельные законы Пермского края», в том числе — в региональный закон «О градостроительной деятельности». Если он будет принят, то внесет ясность и в некоторые спорные вопросы размещения НТО.

Павильоны и киоски остаются на своих местах минимум до конца осени 2022 года

В 2021 году власти приняли решение о возмещении затрат на установку НТО — до 200 тысяч рублей на один объект. Понятно, что если площадь небольшая (до 6 квадратных метров), то денег меньше — 72 тысячи. Субсидию дают и на приобретение вендингового автомата по продаже питьевой воды — 175 тысяч рублей. Кроме того, выделяют 25 тысяч рублей на приведение внешнего вида НТО к нормативным требованиям. Понятно, что кому-то этих денег не хватит — всё зависит от того, в каком состоянии находится торговый объект.

В прошлом году Пермская дума приняла изменения в Правила благоустройства территорий — исключили запрет размещать НТО на придомовых территориях. Это положительный момент, я считаю. В конце января вышло распоряжение федерального правительства — органам власти субъектов РФ предписано оказывать поддержку владельцам объектов нестационарной торговли. Это одна из мер по снижению цен на продукты питания — развитие нестационарной торговли. Особенно это касается крестьянских и фермерских хозяйств: мест для продажи выращенной своими руками продукции должно быть больше. Потому что пока продукция добирается до полок торговых сетей, ее цена существенно возрастает.

— В предыдущие годы предприниматели жаловались на многочисленные проверки. В этом году в связи с пандемией ситуация изменилась?

— На проведение плановых проверок действовал мораторий, поэтому их общий объем в 2020 году снизился. Но добавились проверки по соблюдению антиковидных правил. За счет этого количество проверок по постановлениям Роспотребнадзора оказалось на 35% больше, чем в предыдущий год. Причем в отличие от классических проверок они не вносились в план и не согласовывались с прокуратурой. Многих предпринимателей оштрафовали, кого-то даже закрыли.

Рост количества штрафов, конечно, вызывает у нас с прокуратурой обеспокоенность. Буквально недавно мы проводили совещание — пытались сместить вектор проверок Роспотребнадзора с карательной направленности на профилактическую работу. Наша с прокуратурой позиция: нельзя штрафовать предпринимателя за первое нарушение в этой сфере. Это особенно касается малого бизнеса, который сейчас находится в непростой ситуации. Забирать последние деньги даже нецелесообразно: не будет достигнута основная цель — профилактика заболеваемости. Мы просили Роспотребнадзор при первом нарушении ограничиваться предписанием, чтобы предприниматели могли потратить деньги не на штраф, а на покупку чего-то полезного — бактерицидного облучателя или средств защиты.

— То есть наказывать только при повторном нарушении?

— Да, если не выполнил предписания, то уже сам виноват. Просто очень много моментов в санитарных требованиях, по которым может возникнуть недопонимание. Например, выяснилось, что пол нельзя дезинфицировать белизной или хлорсодержащими препаратами. Хотя еще со школы мы помним, что хлорка убивает всё. Или другой пример: антисептики обязательно должны быть вирулицидными, то есть воздействующими на вирус. Не зная об этом, предприниматели покупают обычные антисептики — и оказываются нарушителями. Покупая бактерицидный облучатель, не проверяют, есть ли у него регистрационное удостоверение Минздрава, а это обязательно. Мы в связи с этим стали выкладывать на сайте информацию по типовым нарушениям: чтобы люди знали, на что обращать внимание, и не тратили деньги впустую.

Для дезинфицирующей уборки подойдет далеко не любое средство: состав нужно уточнять заранее

Нельзя не сказать и про жалобы на действия налоговых органов. Отмечаем их небольшой рост. Количество выездных проверок ФНС за последние годы снизилось более чем в десять раз: с 585 в 2015-м до 44 в 2020-м. Но участились так называемые контрольно-аналитические мероприятия, когда ФНС мониторит деятельность предпринимателя. Сейчас активно идет процесс цифровизации, специалистам не нужно выезжать на проверки, они анализируют данные, к примеру, тех же онлайн-касс. Но если по выездной проверке есть четкий алгоритм действий проверяющего и проверяемого (сроки, как обжаловать и так далее), то контрольно-аналитические мероприятия могут продолжаться достаточно долго. Многие предприниматели говорят, что просто устали от этого длительного психологического воздействия.

Завершая этот блок, упомяну еще об уголовной сфере. За год поступило 29 жалоб от предпринимателей, причем не только на уголовное преследование. Чаще — на то, что неэффективно обрабатывают их обращения о хищениях, мошенничестве и так далее. Отказывают в возбуждении уголовных дел.

— Вы уже озвучили несколько вариантов помощи предпринимателям, которые к вам обращаются: консультации, поддержка в судах. Чем еще может помочь бизнес-омбудсмен?

— Мы создаем рабочие группы по тем или иным вопросам, проводим общественные обсуждения, привлекаем экспертов для выработки какой-то правовой позиции, а потом направляем выводы в госорганы. Проводим совместные приемы с прокуратурой, правоохранительными и контрольно-надзорными органами. Тоже достаточно эффективная форма, когда все получают информацию из первых рук и контролируют ситуацию. Обращаемся в государственные и муниципальные органы власти с требованиями пересмотреть позицию по какому-то вопросу, отменить отказ предпринимателю. Работаем над индексом административного давления под непосредственным руководством главы региона — то есть над тем, чтобы все меры сдвигались в сторону профилактики. Участвуем в общественных советах при контрольно-надзорных органах. В самых тяжелых ситуациях участвуем в судебной защите предпринимателей.

— Пандемия подкосила многие сферы бизнеса, в том числе знакомую вам сферу общепита. Есть ли данные по самым пострадавшим категориям? Как менялась ситуация в начале пандемии и к концу года? Что происходит с этими сферами сейчас?

— Росстат уже опубликовал данные по региону за прошлый год. Прогнозы экспертов подтвердились: пострадавшие отрасли еще в 2020-м были определены достаточно точно. Если сравнивать два периода, то выручка гостиниц в 2020 году составила всего 39% от объемов 2019-го. В торговле резкое падение произошло в начале пандемии, когда многие магазины были закрыты, но к концу года ситуация улучшилась: от 40% до 75% от показателей 2019 года. В сфере физкультуры и спорта (это фитнес-центры и не только) выручка упала вдвое. Сфера культуры и развлечений примерно на том же уровне — 47%. Некоторые виды деятельности оставались под запретом больше десяти месяцев: например, работа детских игровых центров. Чуть лучше ситуация у санаториев и профилакториев — 55% от уровня 2019 года. Некоторые из них, кстати, открыли новое направление — реабилитация после COVID-19. Также к пострадавшим относится сфера бытовых услуг — 79% от данных 2019 года.

Работу игровых автоматов разрешили только в феврале 2021-го — почти год их владельцы не получали никакой прибыли 

Если отдельно говорить об общепите, то, по оценкам экспертов, в двадцать первом году он не вернется к показателям предыдущих лет. Изменились привычки людей: они стали есть дома, общаясь при этом по скайпу с друзьями. Поэтому предстоит большая работа по возврату клиентов в заведения. Хотя надо отметить, что многие рестораны и кафе переориентировались и подхватили новые направления — «распробовали» доставку, возвращая с ее помощью потерянные доходы, перевели продажи в интернет.

— Количество предпринимателей в крае сокращается. С чем, кроме пандемии, это связано?

— Во-первых, налоговая на протяжении последних лет зачищает реестры, выявляя недействующие ИП и ООО и исключая их. Ни для кого не секрет, что в 2000-х годах очень много предприятий было создано людьми, не особо планирующими вести какую-то деятельность. Иногда открывали ИП и ООО для не совсем легальных целей — допустим, вывода средств. Или просто «чтобы было». С каждым годом количество таких исключенных предприятий уменьшается, так как реестр становится всё чище.

Во-вторых, в 2020 году многие ИП перешли в статус самозанятых. Если мы посмотрим статистику, увидим, что число субъектов предпринимательской деятельности (СПД) с учетом самозанятых за год выросло на 8%: было 122 305, стало — 131 911. Но если исключить самозанятых (а их в Прикамье более 20 тысяч), то увидим падение почти на 11%.

— Самозанятые тоже к вам обращаются? С какими вопросами?

— Пока нет. Думаю, что это в первую очередь связано с тем, что их сейчас не касаются никакие проверки. Кто такие самозанятые? Это люди, зарабатывающие своими руками или своим умом: репетиторы, сиделки, ремесленники и так далее. Для них пока действует наиболее благоприятный режим, их никто не трогает.

При этом, если посмотреть на статистику, выявляется интересный факт. Для самозанятых действует ограничение по выручке — 2,4 миллиона рублей в год. С этой суммы они должны заплатить налог 4%. То есть при максимальной прибыли должно быть 96 тысяч рублей налога в год. Но в прошлом году среднее значение составило всего 6 тысяч рублей. То есть либо выручка была маленькой, либо ее не показали.

— Вы пришли в аппарат уполномоченного по правам предпринимателей из бизнеса. Сложно ли было переключиться? Что оказалось самым трудным в смене деятельности?

— У меня были разные периоды: я был на государственной службе, долгое время работал в Пермской торгово-промышленной палате, занимался консалтингом и взаимодействием с предпринимателями. Но в последние годы действительно занимался бизнесом. Сам не раз мыкался по кабинетам чиновников, знаю проблемы предпринимателей, так сказать, не понаслышке.

Когда переходишь из бизнеса, самое сложное — это понять иррациональное поведение некоторых чиновников. У них какая-то своя логика, которая бизнесу да и просто здравомыслящему человеку непонятна. Сложно достучатся до них простому человеку. Очень часто приходится поддерживать таких людей, ездить с ними на встречи с чиновниками, доказывать, объяснять. В итоге много вопросов решается, но каких усилий всё это стоит! Всё должно работать не так, не в ручном режиме. Чиновники разного уровня должны более внимательно подходить к просьбам предпринимателей, в конце концов, все-таки бизнес в основном двигает и развивает экономику страны. И власти на всех уровнях должны оказывать ему содействие, а не вставлять палки в колеса.

— Чего ожидать бизнесу в 2021 году? Какие новшества и изменения планируются или уже вступили в силу?

— Из основного можно отметить продление моратория на плановые проверки вплоть до конца 2021 года. Это касается малого и среднего бизнеса. Прийти могут только с внеплановой проверкой.

При этом налоговая служба официально предупредила о том, что в 2021 году будет обращать особое внимание на применение кассовой техники в малом и среднем бизнесе — в заведениях общепита, НТО и на рынках.

Еще одно нововведение касается больничных и пособий в связи с рождением ребенка: работодатели не будут сами их оплачивать. Этим теперь напрямую занимается Фонд социального страхования (ФСС). Исключение — пособие за первые три дня болезни, которое работодатель по-прежнему выплачивает из своего кармана.

Павел Новосёлов признался во время интервью, что его до сих пор удивляет поведение некоторых чиновников

С 2021 года контрольно-надзорные органы перестали следить за соблюдением законов СССР. До прошлого года советские законы продолжали действовать, если они не противоречили более поздним. Теперь, даже если нормативный акт Советского Союза не отменен, за его несоблюдение нельзя привлекать к ответственности.

ИП на патенте смогут снизить налоги за счет уплаченных страховых взносов, вычтя их из общей суммы. Если у ИП нет работников, стоимость патента можно будет уменьшить на всю сумму взносов, а если работники есть — максимум на половину суммы.

С 2021 года выросли лимиты по УСН (то есть упрощенной системе налогообложения. — Прим. ред.). Увеличили максимальный размер дохода и число сотрудников, когда этот режим можно применять. Было так: лимит по доходам — 150 миллионов рублей, лимит по сотрудникам — 100 человек. Если больше, УСН применять нельзя. Сейчас лимит по доходам уже 200 миллионов рублей, а по сотрудникам — 130 человек. Это сделано, чтобы избежать дробления бизнеса. Раньше предприниматели, дойдя до потолка в 150 миллионов, делили бизнес на несколько новых, чтобы остаться на УСН.

Не нужно заводить бумажные трудовые книжки. С 2021 года тем, кто устраивается на работу впервые в жизни, будут заводить только электронные.

Уточнили условия удаленки: в прошлом году возникало много споров о том, что делать с сотрудником, если он не хочет переходить на такой вариант работы. Сейчас вопрос решили законодательно: если человек отказывается уходить на удаленку, его будут отправлять в простой с выплатой до двух третей оклада.

Организациям больше не нужно сдавать декларации по земельному и транспортному налогам. И не надо ежегодно отчитываться о среднесписочной численности сотрудников. Эти сведения теперь входят в состав расчета по страховым взносам — РСВ.

Ранее мы разбирали с руководителем пермского отделения Центробанка, почему цены растут, а инфляция — нет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем