Перестать работать на других и открыть свое дело мечтают многие. Реализовать это желание решается далеко не каждый. Особенно сейчас, когда из-за антиковидных ограничений пострадали многие сферы бизнеса. Далеко не всем к тому же хватает знаний для запуска своего проекта — нет экономического образования.
Мы запускаем цикл материалов для начинающих предпринимателей. Вместе со специалистами Пермской торгово-промышленной палаты пошагово разберем, что делать, если вы хотите стать бизнесменом. Ведь даже экономический кризис может стать периодом успеха, если удастся «поймать волну».
Наши первые консультанты — вице-президент Пермской ТПП Елена Гилязова и директор департамента экономических, финансовых и бухгалтерских экспертиз Пермской ТПП Дмитрий Орлов.
Шаг 1: оценить, готовы ли вы открыть свое дело
Жизнь бизнесмена, особенно начинающего, далека от красивых кадров из сериалов. Подумайте, готовы ли вы отдавать все силы, время и деньги на развитие собственного дела — неважно, будет ли это салон красоты, адвокатский кабинет или что-то еще.
— Человек должен понимать: как только он станет предпринимателем, его время перестанет делиться на рабочее и личное, — комментирует Елена Гилязова. — На первых порах он будет заниматься только бизнесом. Успех очень часто зависит от того, насколько ты готов впрягаться. Да, над тобой никто не стоит. Но если ты сам не можешь организовать время и работу, если тебе нужен погоняльщик, то в бизнес лучше не идти. Никто тебе ничего не должен, зарплата на карточку два раза в месяц приходить не будет, а если появятся наемные работники, то ты в первую очередь должен заплатить им, а потом уже себе. То есть надо понимать, что это принципиально другой образ жизни. Надо быть к этому готовым.
Шаг 2: выбрать нишу и придумать бизнес-идею
Главная проблема на этом этапе — многие не понимают, будут ли востребованными их продукция или услуги. Часто люди пытаются превратить в бизнес свое увлечение, не задумываясь, как будут реализовывать продукцию и большой ли на нее спрос.
— Бизнес и хобби нельзя путать, — говорит Елена Гилязова. — Да, бывает, что хобби помогает сводить концы с концами, и человека это устраивает — он не хочет развивать дело дальше, чтобы не заморачиваться. Но предпринимательство — тоже талант. Можно не уметь выращивать картошку, но организовать бизнес-процесс таким образом, что покупать ее будут именно у вас. Идти нужно от анализа спроса. Возьмем для примера рынок продуктов питания: стоит пройтись по магазинам, сразу видно, что именно в крае не производят. Я много лет говорила о том, что у нас в продаже только китайский чеснок. Наконец-то появился местный производитель, который стал выращивать семенной чеснок в Кунгурском районе. Он же сейчас заходит в следующую нишу — экспериментально высадил клубнику в открытый грунт. Этот предприниматель ведет себя абсолютно правильно с точки зрения стратегии вхождения в бизнес. Внимательно изучает сорта и прорабатывает технологии с профессором сельхозакадемии в Екатеринбурге.
Неплохим вариантом для сомневающихся может стать покупка франшизы. Вхождение в бизнес в этом случае проще: работаете под узнаваемым брендом, для вас выстраивают технологию, часто еще обучают персонал. Но важно выбрать подходящее место и оценить, будет ли востребован этот товар или услуга на местном рынке.
Шаг 3: рассчитать, принесет ли прибыль бизнес-идея
Задача любого предприятия, от малого до крупного, — приносить прибыль. Чтобы не потратить деньги впустую, еще до открытия собственного дела подсчитайте, будет ли оно доходным.
— Частая ошибка — человек, заходя в бизнес, не пробует сначала смоделировать его на некоем «пилоте», — комментирует Елена Гилязова. — Думает, что сразу завоюет весь мир. Но если вдруг дело не идет, размер убытков оказывается колоссальным.
— Я не рекомендую бежать и открывать дело, как только у вас возникла какая-то бизнес-идея, — продолжает мысль Дмитрий Орлов. — Сначала нужно сесть и посчитать, принесет ли она прибыль — то есть составить некую финансовую модель будущего предприятия. Допустим, вы хотите заняться производством, которого нет в регионе или даже в России. Для начала стоит заказать маркетинговое исследование рынка, его емкости и объема, конкурентной среды и цен. Это поможет разобраться, почему никто не открыл такое производство до вас. Например, никто не занимается производством кормов для промысловых видов рыб. Почему? Когда к нам пришли с такой идеей, стали разбираться. Оказалось, что на российском рынке нет сырья необходимого качества, а если везти его из-за границы, получается слишком дорого.
Планируете производить или продавать уже представленный в городе или регионе продукт? Вам также понадобится исследование рынка: насколько забита ниша, кто будет вашими конкурентами, сколько их будет. Оценить стоимость входа в бизнес — то есть затраты на то, чтобы переманить покупателей к себе.
— Еще одна распространенная ошибка — когда идут не от того, что нужно рынку, а от того, что умеют производить, — поясняет Елена Гилязова. — К примеру, в Прикамье большая часть сельхозпроизводителей занимается молоком — продуктом с длинными сроками окупаемости. В результате получается очень плотный рынок.
Если речь о малом бизнесе, исследовать рынок вы можете и самостоятельно. Просто обойдите район, в котором планируете открывать свое дело. Посмотрите, кто уже работает в округе и какие именно услуги или товары предлагает, по каким ценам. Прикиньте, что сможете предложить покупателям, почему они должны пойти именно к вам.
— Затем постройте финансовую модель своего бизнеса, чтобы спрогнозировать два потока движения денег, — советует Дмитрий Орлов. — Инвестиционный поток — это вложение средств, например, покупка оборудования. А операционный представлен как оттоком средств (сюда относятся оплата аренды и услуг ЖКХ, выдача зарплаты сотрудникам), так и притоком — выручкой. Обязательно учтите кассовые разрывы — то есть периоды, когда нужно докладывать деньги: в первые месяцы наверняка выручка будет не такой большой, на оплату всех необходимых расходов ее не хватит. Спрогнозировав все денежные потоки бизнес-проекта, вы поймете, какой примерно будет ваша прибыль и какую ее часть вы сможете изымать без ущерба для бизнеса. Увидите, за какой период окупится бизнес. Или поймете, что не окупится — тогда стоит выбрать другой вариант вложений.
В России считается нормальной окупаемость бизнеса максимум в течение трех лет, но прогноз предпочтительнее составить на пять — для лучшего понимания ситуации. Денежные потоки первого года спрогнозируйте помесячно, следующих — поквартально. Почитайте специальную литературу, послушайте или посмотрите записи с рекомендациями инвестиционных аналитиков.
— В рамках финансовой модели бизнеса рассчитывают такие показатели, как NCF (чистый денежный поток), NPV (чистый доход), срок окупаемости и рентабельность инвестиций — то есть сколько будет отдавать бизнес на каждый вложенный рубль, — поясняет Дмитрий Орлов. — Если отдача больше рубля, то этим стоит заниматься. Хотя стоит сравнить с альтернативными вариантами инвестиций. Если один рубль отдает рубль и пять копеек, то же самое можно заработать, положив деньги в банк.
Шаг 4: определить имеющиеся ресурсы и найти новые
В это понятие включают личные навыки и умения предпринимателя, его наработанную базу (клиентскую или партнерскую), а также финансирование.
— Если человек создает бизнес в сфере, где ранее был наемным работником, то он уже имеет свою клиентскую базу и сумеет обеспечить себя оборотом на первое время, — рассказывает Елена Гилязова. — Например, если он был визажистом в салоне и открыл свой косметический кабинет. Но это только задел. Дальше нужно работать по стратегии развития — обновлять базу, привлекать новых клиентов и так далее.
Если предприниматель на этом этапе не привлекает специалистов со стороны (многим это не по карману), а сам он никогда не занимался продвижением и плохо понимает, как всё устроено, то после начального «всплеска» вероятен спад.
— Следующая стратегическая задача — найти, на кого можно опереться, — комментирует Елена Гилязова. — Начинающие бизнесмены часто очень придирчиво относятся к наемным работникам. Как будто замуж за них выходят! Конечно, здорово, когда всем приятно друг с другом работать. Но нанимать друзей и родственников — это ошибка. Роли и функции путаются, что часто приводит к плохим историям. На начальных этапах где-то можно привлечь сотрудников с менее высокой квалификацией — например, студентов. Работать в режиме удаленного доступа. А многие услуги вообще стоит покупать на аутсорсинге — охрану, клининг и другие. Например, почему интернет-продажи у фермеров не особо идут? Одна из причин — все пытаются сами развозить свою продукцию, а это нерентабельно. При этом есть целый ряд сервисов доставки, которым можно доверить эту функцию.
Один из самых важных моментов — финансирование. Идеальный вариант — когда для запуска бизнеса хватает собственных средств или вы можете одолжить их у близких. Потому что кредит в банке вам дадут самое раннее только через полгода после открытия собственного дела. До этого специалисты банка, в котором вы открыли расчетный счет, будут только наблюдать и определять рейтинг надежности вашего бизнеса — на основе анализа денежных потоков, бухгалтерской отчетности и других данных.
— Та же ситуация с фондами, — объясняет Дмитрий Орлов. — Так, региональный фонд развития промышленности выдает кредиты на срок до шести лет под 1–5%. Но только стабильно работающим предпринимателям, а не начинающим. Поэтому на первых этапах деньги стоит искать только у частных инвесторов. Но это будут очень дорогие деньги, потому что частные инвесторы могут давать их даже под 25% в месяц. Брать кредит в банке как физическое лицо я не рекомендую, потому что риски бизнеса всегда больше частных и порой непредсказуемы. Например, коронавирус оказался форс-мажором для многих.
В следующем выпуске мы разберем, как назвать и зарегистрировать предприятие, а также выбрать систему налогообложения.