Все новости
Все новости

Снова на грани. Репортаж с завода, где сотня рабочих делает последние российские мотоциклы — «Урал»

Мы отправились в Ирбит, чтобы посмотреть, как выглядит некогда гигантское производство

Ирбитский мотоциклетный завод сейчас находится в подвешенном состоянии — не первый раз в своей истории

Поделиться

Большие металлические буквы «Мотозавод» встречают всех тех, кто въезжает на территорию некогда гигантского предприятия. Когда-то тут работало больше 9000 человек, которые выпускали по 130 тысяч мотоциклов в год! Теперь же тут делают мебель, жестяные изделия и много что еще.

От завода-гиганта (а он занимал территорию в 43 гектара!) осталось всего лишь несколько цехов, которые еще и не так просто найти. Да и это производство, как на этой неделе сообщил владелец предприятия Илья Хаит, в скором времени переберется в Казахстан. Эту информацию довольно быстро опровергли, уточнив, что на новой площадке будут лишь собирать байки для тех стран, которые ввели санкции против России.

У завода, где делали десятки тысяч «Уралов» в год, великое прошлое. Но сейчас большинство цехов занимают совсем другие предприятия

У завода, где делали десятки тысяч «Уралов» в год, великое прошлое. Но сейчас большинство цехов занимают совсем другие предприятия

Поделиться

— Казахстан нужен для упрощения логистики, — объясняет исполнительный директор предприятия Владимир Курмачев, который встретил нас в цехе покраски. — В Ирбите мы продолжим делать на российский и азиатский рынки. В Казахстане будем собирать на Америку.

В прошлом году завод выпустил 1150 мотоциклов, из которых только 50 штук продали в России (сейчас такую машину можно купить за 1,8 млн рублей). На США приходится 40 процентов, Европа — около 30, остальное — Азия.

Коляска — главная фишка «Урала»

Коляска — главная фишка «Урала»

Поделиться

В советские времена на заводе работало больше 9000 человек, а теперь — 120

В советские времена на заводе работало больше 9000 человек, а теперь — 120

Поделиться

Для сравнения: максимальный результат был в 130 тысяч штук в год! Но Владимир Курмачев, который работает на заводе уже 50 лет, говорит, что нет смысла вспоминать прошлое.

— Ирбитский завод — последний, где продолжают делать мотоциклы. Я об этом думаю. Просто насколько уменьшились объемы, но мы работаем, — с ноткой оптимизма в голосе говорит он.

«Уралы» бывают даже трехцветными

«Уралы» бывают даже трехцветными

Поделиться

При этом исполнительном директоре, кстати, завод несколько раз банкротился, но после как-то восстанавливался. Ему хочется верить, что и на этот раз предприятие как-то выкарабкается.

— В лучшем случае в Казахстане площадка заработает к осени — там пока ничего нет. Изучаем вопрос. Может, всё еще изменится. Может, не станет лучше, чем раньше, но хоть как-то... Лучше посмотрите, как мы красим порошковой краской, — предлагает Владимир Курмачев и просит женщину с краскопультом продемонстрировать этот процесс.

Поделиться

Очевидно, что ему куда приятнее говорить о технической составляющей, чем о переезде завода.

— Нам сейчас важно удержаться на плаву. Но мы не пойдем по тому пути, как ВАЗ, который решил выпускать упрощенные версии. Мы точно карбюраторы ставить не будем. Неправильно в XXI веке, образно говоря, с машины на лошадь пересаживаться. Пойдемте скорее в цех сборки, — говорит Владимир Курмачев.

Этот цех занимает примерно половину длинного ангара. Бросается в глаза, что среди рабочих много молодых людей. По меркам Ирбита — вполне достойная зарплата в 30 тысяч рублей.

Так выглядит сборочный цех. В начале <nobr class="_">90-х</nobr> тут планировали выпускать маленькие машинки Honda, но проект не реализовали

Так выглядит сборочный цех. В начале 90-х тут планировали выпускать маленькие машинки Honda, но проект не реализовали

Поделиться

Диски на «Уралы» ставят китайские

Диски на «Уралы» ставят китайские

Поделиться

«Уралы» бывают разных цветов

«Уралы» бывают разных цветов

Поделиться

Нынешние «Уралы» на 70% состоят из импортных комплектующих.

— И это нормально — так работают все производители. При этом постоянно ищем новых поставщиков. Мы отказались от многих немецких запчастей — например, шестерней. Теперь заказываем их на Тайване. Они не хуже, но дешевле, — объясняет Владимир Курмачев.

Все мотоциклы делаются только под заказ и для конкретных клиентов

Все мотоциклы делаются только под заказ и для конкретных клиентов

Поделиться

Нынешние «Уралы» на 70% состоят из импортных комплектующих

Нынешние «Уралы» на 70% состоят из импортных комплектующих

Поделиться

В марте резко увеличилось количество заказов от российских дилеров

В марте резко увеличилось количество заказов от российских дилеров

Поделиться

Каждый день в цехе собирают шесть-восемь мотоциклов, но подготовка к финальному этапу занимает несколько недель. Например, коленвал изготавливают 14 дней, а кузов — 3–4 смены.

После получения заказа примерно месяц уходит на производство, еще месяц требуется на доставку в США

После получения заказа примерно месяц уходит на производство, еще месяц требуется на доставку в США

Поделиться

Так выглядит процесс «женитьбы» мотоцикла и коляски

Так выглядит процесс «женитьбы» мотоцикла и коляски

Поделиться

«Урал» бывает моно- и полноприводным. Но от первой версии в скором времени откажутся, так как она не пользуется спросом, да и приносит меньший доход

«Урал» бывает моно- и полноприводным. Но от первой версии в скором времени откажутся, так как она не пользуется спросом, да и приносит меньший доход

Поделиться

— У нас в марте резко увеличилось количество заказов от российских дилеров. Раза в два. Дело в том, что возникли проблемы с поставками импортных мотоциклов, а потому стали заказывать наши. Думаю, что минимум до мая такая ситуация будет. У нас всё нормально. Не такое переживали, — находит позитив в происходящем Владимир Курмачев.

Но он признает, что прибыльный на сегодня завод, скорее всего, на какое-то время станет убыточным.

Поделиться

Ирбитский мотоциклетный завод был основан в ноябре 1941 года. Первую модель сделали на основе BMW R-71. После Великой Отечественной войны была поставлена задача увеличить выпуск мотоциклов в пять раз — до 20 тысяч штук в год. С 1953 года их стали экспортировать. Максимальное производство достигало 130 тысяч штук в год.
В 1992 году ИМЗ акционировали. После этого завод регулярно менял владельцев и несколько раз банкротился. В 2000 году три топ-менеджера предприятия купили ИМЗ. Сейчас 96% принадлежат Группе «ИМЗ-Урал», а 4% — Екатерине Румянцевой. Конечным бенефициаром является Илья Хаит. В 2021 году было выпущено 1150 мотоциклов. По данным «Контур.Фокуса», выручка составила 863 млн рублей, чистый убыток — 1,5 млн рублей.

  • ЛАЙК4
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter